Специфические законы социальной организации

Как вы помните из предыдущей главы, основной элемент социальной организации – человек. Между людьми в организации возникают определенные отношения. И хотя большая часть этих отношений стандартизована в виде кодексов, правил и норм, все же формализация не в состоянии полностью охватить деятельность человека в организации.

Если порядок служебных отношений определяется инструкциями, положениями о внутреннем распорядке, установившимися правилами и регламентами, то порядок неформальных отношений – симпатиями и антипатиями людей по отношению друг к другу, общими интересами и потребностями.

Поэтому помимо основных законов организации, которые являются объективными и действие которых применимо к любой организационной системе, существуют и специфические законы, характерные именно для социальных организаций.

Закон своеобразия: для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура.

Помимо общих черт, определяемых типом существующей организационной структуры (линейной, функциональной, матричной и т.п.), в каждой организации появляются свои особенности построения.

Это зависит от набора и сочетания разнородных факторов. Каждая организация, как и человек, неповторима, поэтому прямое копирование одной организацией структуры и методов работы другой успешно развивающейся организации далеко не всегда приводит к повышению эффективности и успешности. Мало того, некоторые методы организации и управления, обеспечивающие успех одной организации, могут стать причиной провала другой.

Закон социальной гармонии: для каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда как за счет повышения эмоционального уровня работника, так и за счет увеличения изобретательства (генерации идей).

Развитие социальной сферы и учет человеческого фактора влияют на эффективность деятельности любой организации.

Для успешной реализации закона социальной гармонии менеджеру необходимо решить следующие задачи:

  • снижение уровня конфликтности в организации;
  • повышение трудовой активности работников;
  • повышение удовлетворенности работников результатами своей работы в организации;
  • участие работников в управлении организацией;
  • установление информационных (коммуникативных) связей не только по вертикали, но и по горизонтали.

Так, в некоторых организациях вводят новые подразделения социального назначения, например кабинет психологической разгрузки, комнаты отдыха, буфет, бассейн. Данные подразделения, помимо оздоровительной функции, являются для служащих разных специальностей чем-то вроде клуба по интересам.

Здесь и завязываются неформальные отношения между отделами, подразделениями. Люди разных профессий в неформальной обстановке значительно быстрее находят решения производственных проблем или подходы к ним.

Закон оптимальной загрузки: для каждого человека (подразделения) существует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрывается его потенциал.

Производительность и качество труда каждого сотрудника и каждого структурного подразделения организации зависят от большого количества факторов. К ним относятся индивидуальные особенности работников, их компетенции, навыки, отношение к своей профессиональной деятельности и организации и т.п.

Поэтому для обеспечения высокой эффективности работы организации важен дифференцированный (индивидуальный) подход к определению оптимального объема загрузки работой, соответствующего максимально возможной производительности труда данного человека или подразделения.

Под оптимальным объемом загрузки понимаются не только количественные характеристики (нормы выработки, объемы продаж и т.п.), но качественный, в том числе творческий, характер труда.

Закон минимальной эффективности: для каждой организации существует минимальный коэффициент полезного действия (эффективность), при которой организация должна быть ликвидирована или деятельность ее приостановлена.

Величина предельной эффективности зависит от целого ряда условий работы и различна для различных организаций. Как правило, индикаторами необходимости ликвидации служат экономические характеристики.

Однако для определения величины предельной эффективности не менее важны и организационные, социальные, психологические и иные факторы, влияющие на производительность труда в организации и ее устойчивость.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)