Специфические законы социальной организации
Как вы помните из предыдущей главы, основной элемент социальной организации – человек. Между людьми в организации возникают определенные отношения. И хотя большая часть этих отношений стандартизована в виде кодексов, правил и норм, все же формализация не в состоянии полностью охватить деятельность человека в организации.
Если порядок служебных отношений определяется инструкциями, положениями о внутреннем распорядке, установившимися правилами и регламентами, то порядок неформальных отношений – симпатиями и антипатиями людей по отношению друг к другу, общими интересами и потребностями.
Поэтому помимо основных законов организации, которые являются объективными и действие которых применимо к любой организационной системе, существуют и специфические законы, характерные именно для социальных организаций.
Закон своеобразия: для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура.
Помимо общих черт, определяемых типом существующей организационной структуры (линейной, функциональной, матричной и т.п.), в каждой организации появляются свои особенности построения.
Это зависит от набора и сочетания разнородных факторов. Каждая организация, как и человек, неповторима, поэтому прямое копирование одной организацией структуры и методов работы другой успешно развивающейся организации далеко не всегда приводит к повышению эффективности и успешности. Мало того, некоторые методы организации и управления, обеспечивающие успех одной организации, могут стать причиной провала другой.
Закон социальной гармонии: для каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда как за счет повышения эмоционального уровня работника, так и за счет увеличения изобретательства (генерации идей).
Развитие социальной сферы и учет человеческого фактора влияют на эффективность деятельности любой организации.
Для успешной реализации закона социальной гармонии менеджеру необходимо решить следующие задачи:
- снижение уровня конфликтности в организации;
- повышение трудовой активности работников;
- повышение удовлетворенности работников результатами своей работы в организации;
- участие работников в управлении организацией;
- установление информационных (коммуникативных) связей не только по вертикали, но и по горизонтали.
Так, в некоторых организациях вводят новые подразделения социального назначения, например кабинет психологической разгрузки, комнаты отдыха, буфет, бассейн. Данные подразделения, помимо оздоровительной функции, являются для служащих разных специальностей чем-то вроде клуба по интересам.
Здесь и завязываются неформальные отношения между отделами, подразделениями. Люди разных профессий в неформальной обстановке значительно быстрее находят решения производственных проблем или подходы к ним.
Закон оптимальной загрузки: для каждого человека (подразделения) существует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрывается его потенциал.
Производительность и качество труда каждого сотрудника и каждого структурного подразделения организации зависят от большого количества факторов. К ним относятся индивидуальные особенности работников, их компетенции, навыки, отношение к своей профессиональной деятельности и организации и т.п.
Поэтому для обеспечения высокой эффективности работы организации важен дифференцированный (индивидуальный) подход к определению оптимального объема загрузки работой, соответствующего максимально возможной производительности труда данного человека или подразделения.
Под оптимальным объемом загрузки понимаются не только количественные характеристики (нормы выработки, объемы продаж и т.п.), но качественный, в том числе творческий, характер труда.
Закон минимальной эффективности: для каждой организации существует минимальный коэффициент полезного действия (эффективность), при которой организация должна быть ликвидирована или деятельность ее приостановлена.
Величина предельной эффективности зависит от целого ряда условий работы и различна для различных организаций. Как правило, индикаторами необходимости ликвидации служат экономические характеристики.
Однако для определения величины предельной эффективности не менее важны и организационные, социальные, психологические и иные факторы, влияющие на производительность труда в организации и ее устойчивость.
- Понятие обучающейся организации
- Принципы оптимизации организационной структуры
- Интеграция и взаимодействие в процессе организационных изменений
- Модель организационных изменений
- Понятие организационных изменений
- Классификация организационных культур
- Основные функции организационной культуры
- Понятие организационной культуры
- Основные организационные конфигурации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу