Современные требования к электронным учебным изданиям

Электронные учебные издания разрабатываются с учетом классических принципов дидактики. В педагогической теории технологии электронного обучения и дистанционные образовательные технологии исследовались в основном в двух направлениях: оптимизация визуализации учебного материала и алгоритмизация учебной деятельности. Современная технология электронного обучения является методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а современные информационно-коммуникационные технологии – как средство обучения.

Принцип научности определяет содержание и требует включения в него фундаментальных положений современной науки, традиционных научных знаний и рассмотрения перспектив ее развития.

Системный подход к изложению учебного материала является как основой для разработки содержания электронных дидактических материалов, так и одним из методов современного научного познания. Учебный материал, реализованный в электронном обучении, формирует мотивацию обучаемого, содержит систему оказание помощи в процессе электронного обучения, может предполагать наличие различных траекторий прохождения учебного курса обучающимся и др.

Принцип доступности в электронном, как и в традиционном обучении, играет роль фильтра содержания процесса обучения и обеспечивает достижение обучающимися с различным уровнем начальной подготовкой цели обучения. Принцип наглядности в электронном обучении позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов, включая объекты макро и микромира, процессы и явления, протекающие слишком быстро или слишком медленно для непосредственного восприятия человеком.

Различные формы представления объекта могут сменять друг друга как по алгоритму, заложенному в электронное издание, так и по команде обучаемого. Их комплекс позволяет одновременно использовать образное, аналитическое и вербальное представления, взаимодополняющее друг друга позволяет значительно расширить информацию об изучаемом объекте или явлении. Компьютерная графика как новый инструмент познания представляет знания в виде образов и текста, а также позволяет визуализировать новые знания, для которых еще не найдено текстовое описание.

Принцип систематичности и последовательности реализуется специально подготовленной организацией учебного материала. Например, этими действиями могут быть восприятие информации с экрана монитора, работа в знаковых моделях, ввод ответа с клавиатуры и т. п. Для реализации принципа последовательности учащемуся в начале процесса электронного обучения необходимо сформулировать его цели и траекторию их достижения. Дидактический принцип систематичности обеспечивается специально подготовленной системой представление знаний в электронных технологиях обучения и заданным темпом его усвоения.

Принцип сознательности в электронном обучении может обеспечиваться методикой организующей стратегии. Данная методика позволят обучающимся рассматривать предметы и явления в их взаимосвязи, самостоятельно изучать программный материал и расширять полученные в учебном процессе знания. Успешность реализации принципа сознательности зависит от полноты раскрытия изучаемых понятий и их взаимосвязей и предопределяет достижение поставленных целей обучения.

Интересно
Многие современные формы организации образовательного процесса ориентированы на усиление роли самостоятельной работы обучающихся. Для обеспечения эффективных результатов при повышении роли самостоятельной работы обучающихся преподаватель должен подготовить целый комплекс электронных учебных материалов, составляющих так называемый «кейс» (англ. case – коробка, чемодан). При формировании кейсов одним из ведущих является мультимедиа подход, предполагающий комплексное обеспечение образовательного процесса электронными ресурсами: текстовыми, аудио, видеоматериалами и электронными учебными курсами и т. д.

Электронные учебные курсы представляют собой учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на цифровом носителе или доступные через электронную образовательную среду образовательной организации. При этом желательно чтобы реализуемый в них гибкий сценарий способен адаптироваться под потребности и возможности конкретного обучаемого, развивать его потенциальные способности и обеспечивать достижение целей обучения.

При разработке таких комплексов автор (научно-педагогический работник) должен структурировать учебный материал и подготовить его в виде электронных изданий, включающих в себя: конспекты лекций, практикумы, включающие систему практических заданий, демонстрационные материалы, хрестоматии, вопросы и задания для тестирования достижения обучающимся целей обучения и др. В разработанном электронном комплексе должна быть сформирована система организации самостоятельной работы обучающихся.

Говоря о роли и месте аудио, видео и других электронных учебных материалов в учебно-воспитательном процессе, необходимо учитывать особенности современного состояния образовательной системы, в которой реализуются различные формы обучения, в том числе и комбинированные, а для них очень важно обеспечить обучаемых соответствующим методическим обеспечением для самостоятельной работы. Реализация данного требования, требует специальной организации структуры, содержания и способов представления электронных учебных материалов, обеспечивающих вариативность их использования в зависимости от конкретной формы обучения.

В условиях широкого внедрения технологий электронного обучения электронная образовательная среда образовательной организации должна на основе индивидуального подхода, активных методов обучения и обратной связи обеспечить максимально возможное число обучаемым постоянным доступом к большему объему образовательных ресурсов. С технологической точки зрения основными задачами в этом направлении являются разработка методически обоснованных принципов представления образовательных ресурсов и организации доступа к системе учебно-методических, научно-исследовательских и информационных ресурсов с учетом возможностей и потребностей всех участников образовательного процесса.

В практику педагогической деятельности все шире входит использование различных электронных учебных материалов, таких, например, как:

  • учебные и рабочие программы;
  • планы-графики лекционных и практических занятий;
  • теоретический материал;
  • хрестоматии;
  • глоссарии;
  • энциклопедии и словари;
  • карты, схемы, иллюстрации;
  • сборники задач и упражнений, методические рекомендации по их выполнению;
  • темы сочинений, рефератов и т. п.;
  • вопросы и тесты для самопроверки;
  • моделирующие программы для проведения различных экспериментов и деловых игр;
    программы для проведения контроля качества обучения и развития обучаемых.

Современный преподаватель должен быть готов не только к использованию электронных образовательных ресурсов, но и к их продуцированию, включая подготовку электронных учебных изданий. ГОСТ 7.892005 СИБИД. «Оригиналы текстовые авторские и издательские. Общие требования» устанавливает основные требования к оформлению авторских текстовых оригиналов, передаваемых автором (коллективом авторов) в издательства (издающие организации) для издания в соответствии с заключенным договором, а также к издательским текстовым оригиналам, передаваемым издателями (издающими организациями) полиграфическим предприятиям.

Оригинал – текст и изобразительный материал, предназначенный для издания. Текстовой оригинал – оригинал, основную часть которого составляет текст. Авторский текстовой оригинал – текстовой оригинал, подготовленный автором для передачи в издательство и последующей редакционно-издательской обработки. Авторский текстовой оригинал является исходным материалом для изготовления издательского текстового оригинала.

Издательский текстовой оригинал – текстовой оригинал, прошедший редакционно-издательскую обработку, подписанный в набор или печать ответственными лицами издательства и подготовленный к сдаче на полиграфическое предприятие. Электронный оригинал – авторский или издательский текстовой оригинал, содержащий кодированный набор и распечатку полного текста издания, предназначенный для дальнейшей обработки на фотонаборной технике или настольной издательской системе с целью изготовления текстовых фотоформ. Рассмотрим основные требования к авторским текстовым оригиналам.

Авторский текстовой оригинал может включать следующие элементы:

  • титульный лист издания оформляют по ГОСТР 7.0.42006СИБИД. «Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления»;
  • основной текст с заголовками, таблицами, формулами, подрисуночными подписями, иллюстрациями и т. п., включая авторское предисловие, введение;
  • тексты справочного характера и дополнительные тексты (указатели, комментарии, примечания, приложения);
  • библиографические списки оформляют по ГОСТ 7.12003 СИБИД. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»;
  • содержание оформляют по ГОСТ 7.598 СИБИД. «Журналы, сборники, информационные издания. Издательское оформление публикуемых материалов»;
  • аннотацию и/или реферат оформляют по ГОСТ 7.995 (ИСО 21476) СИБИД. «Реферат и аннотация. Общие требования».

Наличие или отсутствие перечисленных элементов, кроме основного текста, определяется спецификой содержания конкретного авторского текстового оригинала. Авторский текстовой машинописный/электронный оригинал должен быть представлен с размером шрифта по высоте не менее 2 мм для строчных литер. В издательство представляются два экземпляра (первый и второй) оригинала, выполненного на одной стороне листа писчей бумаги белого цвета по ГОСТ 1851087 «Бумага писчая. Технические условия» формата А4 (210×297 мм). Для разворотных таблиц допускается формат A3 (от 297×422 до 288×407 мм). Для печати необходимо использовать черно-белую печать. Все тексты авторского оригинала должны быть отпечатаны строчными и прописными буквами в соответствии с правилами орфографии.

Авторский текстовой машинописный/электронный оригинал должен соответствовать следующим требованиям:

  • в одной строке должно быть 60 ±2 знаков, при этом каждый пробел между словами считают за один знак;
  • абзацный отступ должен быть одинаковым и равен трем ударам на пишущей машине, допускается отступ в пять ударов по всему оригиналу;
  • на одной странице сплошного текста должно быть 29 ±1 строк (для словарей – 20 строк). Допускается меньшее число строк на первой и последней странице, перед заголовком и т. п.;
  • текст необходимо печатать через два интервала, заголовки в таблицах допускается печатать через один интервал;
  • заголовки отделяют от текста сверху и снизу тремя интервалами;
  • напечатанный текст должен иметь поля следующих размеров: верхнее – 20 мм; правое – 10 мм.

При стандартном формате листа бумаги А4 (210×297 мм) длина строки 60 ±2 знаков и число строк на странице 29 ±1 через два интервала. Размеры левого и нижнего полей будут производными от указанных выше параметров, но не менее 20 мм. Приведенные требования к авторскому оригиналу предназначены для проведения редакторской обработки авторского текста. Параметры форматирования реального издания определяются издательством, на основе разработанного оригинал макета и согласовываются с автором.

Разработка электронного издания требует от автора определения объектов, явлений, понятий, методов деятельности, которые должны быть рассмотрены и изучены в рамках конкретной дисциплины.

В результате предварительной проработки и планирования автор по иерархическому принципу строит древовидный граф, связывающий все основные элементы будущего издания, и формулирует требования к форме представления и уровню усвоения учебного материала.

Результатом данной работы становится модель содержания учебного издания, позволяющая:

  • определить цели обучения, структуру и содержание учебного материала;
  • спроектировать содержание учебного материала;
  • представить содержание в наглядном и удобном для восприятия виде;
  • сформулировать требования к уровню усвоения теоретического материала и задания для самостоятельной работы обучающихся;
  • обеспечить удобную для пользователя навигацию.

Программная реализация данных требований зависит от выбранной для разработки программной среды, идеологии навигации, дизайнерской проработки и других параметров. При разработке электронного учебного издания наряду с глубокой методической и дидактической проработкой учебного материала значительная роль принадлежит авторскому стилю оформление. Стилевое оформление во многом определяется возможностями программной средой разработки электронного издания. При разработке стилевого решения необходимо учитывать режим использования электронного издания (локальный и/или сетевой), тип физического носителя информации и современные требования мультиплатформенности программного продукта.

Для набора и форматирования текста используются специализированное программное обеспечение: текстовые процессоры (редакторы) и/или настольные издательские системы, для автоматизации ввода информации могут использоваться системы сканирования и распознавания символов, а также системы речевого ввода текста. Основные функции современных текстовых процессоров – это набор текста, сохранение его на физических носителях информации, просмотр, редактирование и печать. В большинстве текстовых процессоров реализованы функции проверки орфографии, формирование стилей оформления, выбора шрифтов, центровки заголовком, разбиения на страницы, печати в одну или несколько колонок, вставки в текст таблиц и рисунков, перемещение фрагментов текста, создания структуры документа.

Лидером дефакто на рынке текстовых процессоров в настоящее время является MicrosoftWord, входящий в состав пакета прикладных офисных программ MS Office. Microsoft Word обладает широким спектром средств редактирования, форматирования и публикации документов позволяющих создавать документы практически любой сложности и публиковать их как в электронном виде, так и в виде печатных копий.

Рассмотрим основные возможности текстовых процессоров на примере MS Word:

  • ввод, оформление и редактирование текста, в том числе, с использованием маркированных и нумерованных списков;
  • использование встроенных и разработка собственных стилей форматирования документа;
  • автоматическая проверка орфографии, средства поиска и замены фрагментов текста;
  • вставка таблиц, графических объектов (рисунков, графиков и диаграмм, схем и др.);
  • вставка объектов Microsoft Office. Например, таблицы, рабочие листы и диаграммы MS Excel, элементы баз данных, фрагменты презентации MS PowerPoint и др.;
  • создание гипертекстовых ссылок;
  • создание шаблонов документов содержащих набор стилей для оформления документа: заголовков различного уровня, нумерованных и маркированных списков и т. п.);
  • подготовка макетов многостраничных документов: вставка колонтитулов, полей, сносок и примечаний, работа со структурой документа с автоматической нумерацией глав и разделов, организацией ссылок, генерацией оглавления и указателей.

Каждый знак текста в документе называется символом. Формат каждого символа может быть задан индивидуально, но чаще форматируются целые слова, строки или абзацы текста. Для каждого символа может быть изменен шрифт, начертание, размер, положение, интервал, цвет и другие параметры. Документ разделяется на абзацы. Для каждого абзаца может быть задан необходимый отступ, выравнивание, позиции табуляции, межстрочный интервал и т. д. Абзац может быть оформлен обрамлением, оттенен фоном или отформатирован как маркированный, нумерованный или многоуровневый список.

Печатные документы разделяются на страницы. Функции форматирования страниц в Word позволяют определять размеры полей, колонтитулы, нумерацию страниц, количество колонок и другие параметры страницы. В сложных многостраничных документах может возникнуть необходимость в использовании более одной группы параметров форматирования. Например, для различных частей документа может понадобиться различный текст колонтитулов или потребуются страницы, на которых текст форматируется как в одну, так и в несколько колонок. В этом случае документ необходимо разделить на разделы. Каждому разделу может соответствовать свой набор параметров форматирования.

В MS Word все новые документы создаются на основе шаблонов. Шаблоны используются для хранения информации о форматировании документов, горячих клавишах, пользовательских меню, панелях инструментов и другой информации. Пользователь может изменять имеющиеся и создавать новые шаблоны в соответствии с решаемыми задачами. В каждом шаблоне документов хранится определенный набор стилей, который может быть изменен пользователем. Использование стилей и тем в MS Word позволяет значительно облегчить одновременное применение ряда предустановленных параметров форматирования как к отдельным символам, так и к абзацам или выделенным фрагментам текста.

Темы представляют собой наборы стилей, согласованных между собой для обеспечения единого вида электронных документов. Темы могут содержать стили символов, абзацев, фоновые рисунки и другие параметры. При подготовке электронных учебных изданий, основываясь на требованиях кроссплатформенности (мультиплатформенности) необходимо выбрать формат будущего электронного учебного издания. Наиболее универсальным и распространенным в мире форматов электронных книг является формат PDF.

Portable Document Format (PDF) – кроссплатформенный формат электронных документов, созданный фирмой Adobe Systems с использованием возможностей языка PostScript. С 1 июля 2008 года является открытым стандартом ISO 32000.

Формат в первую очередь предназначен для представления в электронном виде полиграфической продукции. Для просмотра PDF документов можно использовать бесплатную программу Adobe Reader, а также программы сторонних разработчиков, например Foxit Reader. Традиционным способом создания PDF документов является виртуальный принтер, то есть документ как таковой готовится в своей специализированной программе, например, графическом или текстовом редакторе, САПР и др., а затем экспортируется в формат PDF для распространения в электронном виде. Формат PDF позволяет внедрять необходимые шрифты (построчный текст), векторные и растровые изображения, формы и мультимедиа контент. Поддерживает цветовые модели RGB, CMYK, Grayscale, Lab и др., а также несколько уровней сжатия растровой информации. Содержит механизм электронных подписей для защиты и проверки подлинности документов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)