Современные институциональные формы и модели как элементы механизма государственно–частного партнерства

Для отображения наиболее полной картины сущности ГЧП, обозначим его объект и предмет ГЧП. Объектом ГЧП является имущество, входящее в состав транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры (либо в целом некоторая часть публичного сектора). Также объектом ГЧП могут быть любые функции публичного сектора (также называемые публичные услуги, общественные услуги, государственные услуги), выполнение которых закрепляется за частной стороной.

Наиболее часто ГЧП реализуется в следующих отраслях инфраструктурного комплекса:

  • транспортная инфраструктура: автомобильные дороги, железные дороги, трубопровод, морские и речные порты и суда, аэродромы, производственная и инженерная инфраструктура аэропортов, метрополитен и другой транспорт общего пользования;
  • социальная инфраструктура: здравоохранение, санаторно-курортное лечение, образование, культура, социальное обслуживание, спорт;
  • энергетическая инфраструктура: производство, передача и распределение электрической и тепловой энергии, тепло-, газо- и энергоснабжение, наружное освещение и иные объекты;
  • коммунальная инфраструктура: водоснабжение и водоотведение, утилизация (захоронение) бытовых отходов, благоустройство территорий, социально-бытовые объекты.

Формы партнерства государства и частного сектора различаются по видам предоставляемых услуг и производимых товаров, по используемым методам и правовому режиму. Тем не менее, они подчинены ряду общих принципов, нацеливающих на удовлетворение общественных интересов.

Эти ГЧП как система хозяйствования принципиально отличаются от деятельности частных коммерческих организаций, ориентированных исключительно на получение прибыли. Остановимся на основных принципах ГЧП.

Основные принципы ГЧП:

  1. Стабильность контракта ГЧП, а также его изменения и адаптация.
  2. Ответственность за исполнение контракта.
  3. Отстранение государственной власти от контроля исполнения ответственности частного партнера.
  4. Создание гарантий, стимулирование.
  5. Одинаковое отношение к иностранным партнерам.
  6. Воздмездность.
  7. Равенство партнеров, доступна возможность выбора.
  8. Создание конкурентной среды.

На рис. 5 представлена графическая схема, в которой представлены вышесказанные принципы ГЧП.

Современные институциональные формы и модели как элементы механизма государственно–частного партнерства

К основным моделям ГЧП можно отнести:

  • институциональная модель (на базе совместного участия в капитале проектной компании, иное долевое участие);
  • контрактная (контракты на управление, строительство, эксплуатацию объектов, аренда, концессия и т.д.).

В мировой практике принята классификация форм ГЧП в зависимости от видов отношений собственности и степени зависимости от государства в вопросах финансирования и разделения рисков.

Формы ГЧП выделяются на основе:

  • контрактов, заключаемых между государством (органом местного самоуправления) и бизнесом на осуществление определенных необходимых обществу видов деятельности;
  • арендных отношений;
  • концессионных соглашений, в рамках которых объект государственной (муниципальной) собственности передается на определенный срок в пользование и владение бизнесу, который обязуется за свой счет реконструировать или модернизировать данный объект и осуществлять его эксплуатацию;
  • соглашений o разделе продукции, в рамках которых частный партнер осуществляет добычу полезных ископаемых, при этом порядок раздела продукции регламентируется соглашением;
  • совместных предприятий в виде акционерных обществ или совместных предприятий с долевым участием.

ГЧП может быть реализовано в различных формах (табл. 2). Обычно частная компания строит или реконструирует объект за свой счет, а потом получает право эксплуатировать его в течение определенного срока на безвозмездной основе (при этом объект формально остается в собственности у государства). Такая форма называется концессией.

Государственно-частное партнерство включает множество форм, которые имеют различные наименования и используются в широком спектре инфраструктурных отраслей и инвестиционных сделок.

Недостаточное развитие инфраструктуры сдерживает экономический рост, как на региональном уровне, так и в стране в целом – это выражается в инфраструктурных ограничениях, обуславливающих несоответствие материально-сырьевой базы производства и потенциального спроса на продукцию предприятий в регионе.

Разнообразие форм государственно-частного партнерства позволяет достаточно широко использовать возможности частного капитала в решении государством многих проблем, связанных с публичным интересом.

В отраслях производственной, транспортной и социальной инфраструктуры применяются все варианты концессионных соглашений, совместные предприятия с участием государственного и частного капитала, а также проекты, основанные на договорах гражданского и публичного права.

Современные институциональные формы и модели как элементы механизма государственно–частного партнерства

На сегодняшний день проведено много исследований по изучению опыта практической реализации тех или иных моделей государственно-частного партнерства в различных странах.

Также достаточно подробно описаны формы и механизмы реализации ГЧП с учетом интересов потенциальных участников такого партнерства и применения данного опыта в России.

Однако в нашей стране широкая дискуссия по теме ГЧП пока не находит значимого практического воплощения, поскольку примеров успешной реализации проектов ГЧП явно недостаточно. Все это обуславливает необходимость углубленного изучения сущности государственно-частного партнерства, ее форм, методов и инструментов реализации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)