Методические основы государственно-частного партнерства

В условиях развития конкурентоспособного рынка и стремления к росту благосостояния и качества жизни населения возникает необходимость в формировании качественного управления объектами недвижимости. Но это не возможно без взаимодействия публичного партнера и частного партнера, что влечет за собой использование механизмов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП).

Согласно ФЗ № 224 ст. 3 выделяют следующие определения государственно-частного партнерства, проекта ГЧП и соглашения о ГЧП:

  • государственно-частное партнерство – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • проект государственно-частного партнерства, проект муниципально-частного партнерства (далее также – проект) – проект, планируемый для реализации совместно публичным партнером и частным партнером на принципах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства;
  • соглашение о государственно-частном партнерстве, соглашение о муниципально-частном партнерстве (далее также – соглашение) – гражданско-правовой договор между публичным партнером и частным партнером, заключенный на срок не менее чем три года в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

В России выделяют два подхода к трактовке ГЧП: экономический и управленческий (табл. 1).

Кроме того, термин «государственно-частное партнерство» можно рассматривать в двух аспектах: в широком смысле и узком. В широком понимании это различные формы взаимодействия государства и бизнеса в достижении общих целей социально-экономического развития.

В узком смысле – институционально-организационный альянс государственных проектов в различных сферах деятельности: от развития инфраструктуры до обеспечения общественных услуг.

Методические основы государственно-частного партнерства

Объектом ГЧП является имущество, входящее в состав транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры (либо в целом некоторая часть публичного сектора).

Предмет ГЧП – это отношения в процессе взаимодействия публичного и частного сектора по поводу строительства (реконструкции, модернизации), эксплуатации и управления объектами инфраструктуры.

Данные отношения обладают следующими ключевыми свойствами:

  • ГЧП объединяет два рода деятельности:
  • инвестиции в объекты инфраструктуры;
  • оказание услуг с помощью данных объектов либо их эксплуатация
  • в общем случае в проекте ГЧП выделяются два этапа:
  • «затратный этап», в течение которого частная и публичная стороны инвестируют денежные средства в объекты инфраструктуры (иные объекты, связанные с функциями публичного сектора);
  • «доходный этап», в течение которого происходит оказание услуг с помощью данных объектов и возврат инвестиций.

Согласно ФЗ № 224 роль публичного партнера выполняет Российская Федерация, а именно Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти. Публичным партнером может выступать субъект РФ, муниципальное образование, то есть высший орган исполнительной власти или уполномоченный им орган исполнительной власти.

Частным партнером является юридическое лицо, с которым заключено соглашение.

Использование механизмов ГЧП в настоящее время получает широкое распространение в Российской Федерации. ГЧП включает в себя ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду, а также имеет ряд возможных рисков.

Организация проекта ГЧП – это процесс подготовки и проведения публичной процедуры для выбора частного партнера и заключения с ним контракта, определяющего деятельность, права и обязанности сторон по достижению целей проекта ГЧП, а также организация мониторинга муниципального управления.

Модель реализации механизма ГЧП имеет основных участников это публичный партнер и частный партер. Публичным партером выступает орган исполнительной власти государства. Заключается соглашение, в рамках которого при строительстве жилого комплекса или иных сооружений проектируется социальный проект. Социальным проектом может быть детское дошкольное учреждение, учреждение среднего образования, поликлиники и другие.

Подробная модель реализации механизма государственно-частного партнерства представлена на рис. 3.

Методические основы государственно-частного партнерства

По приведенной ниже модели реализации проекта ГЧП видно, что изначально заключается соглашение, в данном случае между органом в сфере защиты населения и строительной компанией, согласно которому происходит передача объекта соглашения или предоставление земельного участка для осуществления проекта между партнерами.

Строительная компания – частный партнер, производит строительство объекта или других услуг, после чего передает объект реализации в пользование публичного партнера. Осуществление строительства или оказания услуг происходит при использовании государственной гарантии кредитования, инвесторами являются и орган в сфере защиты населения и девелопер.

Развитие ГЧП определяется несколькими основными факторами, влияющими на расширение масштабов и форм взаимодействия государства и бизнеса. Они различаются пониманием роли и места ГЧП в современной рыночной экономике.

Для более наглядного понимания основной сути определения, видов и форм ГЧП представлена сводная схема на рис. 4.

Методические основы государственно-частного партнерства

ГЧП – это любые формы сотрудничества бизнеса и государства,включая благотворительность, корпоративную социальную ответственность и т.д.:

  • ГЧП как организационная структура и инструмент «нового государственного управления» (Y. VаnHаmаndH. Kорреn-jаn 2001, J. Brоаdbеntаnd R. Lеаughlin 2003). В рамках этого подхода ГЧП предстает как инструмент государственного регулирования и альтернатива приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности. В этих исследованиях основной акцент делается на поиск эффективных организационных схем и способов финансирования проектов, использующих механизмы ГЧП;
  • ГЧП как «игра слов» (Е. S. Sаvаs 2000, M. GibеlmаnаndH. Delmone, 1983). Этот подход близок предыдущему, однако авторы подчеркивают неположительные, а отрицательные стороны и риски ГЧП. Они полагают, что ГЧП это просто завуалированная форма приватизации объектов публичного сектора со всеми ее недостатками и проблемами;
  • ГЧП как инструмент национального, международного, регионального, городского и муниципального экономического и социального развития, и преодоления экономического кризиса (WоrldBаnk1999, S. Аgеrе 2000).

Итак, государственно-частное партнерство в нынешнем обществе при грамотном и разумном действии – устройство, которое способно быть базой формирования высокотехнологических корпоративных структур, призванных гарантировать ориентацию бизнеса и страны в разрешение вопросов, сопряженных с решением реального сектора экономики из финансового кризиса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)