Современная нейрофизиология о механизмах и функциях мозга

Головной мозг человека представляет собой комплекс сложных иерархических систем и психофизиологических механизмов, параллельно и (или) последовательно обрабатывающих информацию, поступающую извне. При этом каждая из этих систем синтезирует и (или) анализирует информацию относительно включения стереотипного варианта речевого поведения. Если для животных, в общем и
целом, характерна репродуктивная схема обработки поступающей информации и реализации поведения, то для человека это – система перцептивных гипотез, создающихся на симбиозе и причинно-обусловленных (детерминистских) установок (программа умственных действий) и установок вероятностного прогнозирования (продуктивная функция мозга).

Следует отметить, что деятельность мозга основана на реализации принципа наименьшего усилия трат энергии физиологическими и психологическими механизмами (закономерность Зифа). Этому также способствует и сама базисная основа биоэнергетики мозга, что воплощается в том, что мозг может работать и как интегративный комплекс и как множество локальных децентрализованных механизмов собственными субконтурами обработки информации различной модальности. (Есть люди, например Ю. Горный, которые одновременно могут одной рукой играть на пианино, другой – писать, читать вслух заученные стихи, и, воспринимая на слух поток цифр, производить с ними арифметические действия.)

С другой стороны, исследования последних лет, подтверждают гипотезу, что человек от рождения наделен матричным алфавитом иконических субзнаков модуляции пространства внешнего мира. Например, известно, что матричные структуры блока зрительного анализатора, предпочитают, в первую очередь, воспринимать геометрические структуры, позволяя человеку осуществлять семантическую обработку информации подсознательно, как в целях биологической защиты, так и в целях трудовой оптимальной деятельности, коммуникации и познания внешней среды.

На основе вышеуказанного элементарного алфавита иконических знаков формируется наш персонифицированный внутренний мир основополагающих понятий типа: вертикаль, свет, край, граница, круг, квадрат (рамка, окно), полет, падение, покой, движение, время, пространство и др. Именно с помощью входных фильтров иконической памяти зрительного анализатора и понятийных гностических зон
головного мозга происходит операция модуляции (рассечения, расчленения, анализа) пространства восприятия любого ‘кадра” внешнего мира. Это говорит о том, что уже в сфере перцептивной психо-физической деятельности человека имеется своя, вполне фиксируемая знаковая система (язык) с ярко выраженной семантикой. (Л.Н. Хромов)’.

Психолог, в первую очередь, должен учитывать органически заложенные в человеке оперативные структуры и функции, которые индивид приобрел за время эволюции человечества, то есть более чем за двести тысяч лет.

  • Концептуальная модель мышления исследуемого – обязательна. Оценка речи в первую очередь требует учета различий механизмов мышления людей. Здесь имеют значения этнографические различия и различия в построении систем памяти у различных людей. В настоящее время учеными доказано, что мозг европейца работает по более детерминированным и дискретным программам умственных действий, чем мозг представителя восточных народов, работающий по более стохастическим, расплывчатым (размытым) и непрерывным программам. Даже цветовая гамма ими воспринимается по-разному. Так, например, Контабаси Такэо^ подчеркивает, что телесный цвет европейцы и японцы воспринимают неоднозначно. Интеграция естествознания с искусствоведением сегодня – явление не случайное: ведь характернейшая черта нашего времени – все более ощутимое тяготение друг к другу сферы художественной и естественно-научной.
  • Человеческий мозг, в соответствии с общепризнанными фактами обладает значительной способностью как последовательной (сукцесоивной), так и одномоментной, параллельной (симультанной) обработки информации. Восприятия внешнего мира у некоторых людей может, вероятно, происходить и по модели Миракяна, где вся поступающая в мозг информация сначала перемешивается в общем “семантическом котле”, а затем из нее заново субъект конструирует видимую картину по своим законам.
  • С биологической точки зрения любая речь в основе своей состоит из алфавита значимых знаков и грамматики – правил расстановки и сочетания знаков алфавита. Примерный алфавит минимизирован на уровне иконических знаков и основных понятий (языковых универсалий), максимально значимых для индивида в смысле биологического выживания. Специалисты по генетической психологии сумели проверить, какому закону подчиняется восприятие младенцами целого: закону ли гетерогенной суммации (целое – есть сумма своих частей) или же закону Гештапьта (целое – есть нечто большее, чем сумма своих частей). Этологи прежде считали, что молодые организмы действуют согласно первому закону, а взрослые – согласно последнему. Исследователь Бауэр обуславливал поворотом головы налево реакцию младенцев в возрасте 8, 12, 16 и 20 недель на иконические стимулы алфавита: О, X… и комплекс этих стимулов. Был получен фундаментальный результат, – зрительный мир младенца нельзя больше считать наделенным лишь примитивной способностью к светоразличению и чувствительностью к движению. Он обладает также стабильной матричной понятийной организацией восприятия и видит не хаос световых пятен, а структуры, формы, различие в формах и их ориентацию. С возрастом алфавит иконических знаков становится более четким. Интересно, что даже птицы умеют различать иконические фигуры. Опыты показали, что малиновки нетолько отлично различают отдельные картины звездного неба, но и точно знают как меняется звездное небо от времени года и даже в течение ночи. Установлено, что главным ориентиром при этом служит треугольник определенных звезд: Вега – Денеб – Альтаир.
  • Мозг работает на основе реализации принципа минимизации и принципа экономии. Здесь необходимо знать и, естественно, учитывать, что в мозгу есть специфические каналы и зоны по обработке информации той или иной модальности, а есть не специфические, приспосабливавшиеся в процессе эволюции ‘для обработки- “несвоей” информации’. Так происходит, когда зрительный анализатор, например, помогает слуховому и наоборот. Человек привык воспринимать зрительную информацию и черно-белую, и цветную как объемную. Например, с помощью черно-белых таблиц Шульте или по ошибкам в определении объемных компонентов можно легко определить начальное утомление человека. Имеется также закономерность в области диагностики речи, когда длинные фразы и длинные слова мозг старается укорачивать до допустимого минимума в экстремальных условиях.
  • Дисциплина обмена информацией или темп речи (письма) по своим временным и пространственным характеристикам в норме соответствует органическим параметрам, присущим речевому и зрительному потоку человека. Это обозначает, что единицы потока речи следуют в темпе (ритме), соизмеримом с основными временными параметрами просодических (интонационных) элементов речи и слогоделения. В основе этой ритмики заложены дыхательные экскурсии легких и диафрагмы, а также ритмика работы слогоделителя – фарингса (глотки) и ритмика наполнения и опорожнения оперативной памяти мозга (Н.И. Жинкин). Дыхательный цикл – время выдоха (вдоха) не более трех секунд программирует общую дугу просодии (интонационную кривую) речи. Слогоделительный цикл – время генерации слога (и сегмент одномоментного восприятия – 150-250 мс) является временем переходных процессов (постоянная времени) оперативной памяти человека, на которой зиждется и внимание, и понимание, и запоминание поступающей информации. Темп речи и письма и темп ее восприятия является диагностическим элементом. Обязателен и учет закономерности Мюллера: 7+2, чем ограничивается не только объем восприятия, но и объем смысловых фрагментов порождаемого текста в норме.
  • Без учета прогнозируемых матричных оперативных и страховых энергетических ресурсов исследуемого работа психолога порой бывает безрезультатной. В настоящее время имеется возможность совместного корректного использования данных анализа речи и физиологических показателей биоэнергетики гемоглобина и характеристик эритрона (красной крови, – качества эритроцитарной массы), а также изменение иммунных реакций, определяемых по характеристике белой крови (Т и В- лимфоциты для установления эмоционального состояния индивида. Кроме того, обязателен учет роли межполушарной асимметрии человеческого мозга. Единство симметрии и асимметрии проявляется как фундаментальное свойство живых систем, как диалектическое единство тождества и различия, равенства и неравенства, определенности и неопределенности и т.д. (B.C. Готт, А.В. Шубников). Имеются данные, что правое полушарие человека больше связано с эмоционально-художественным освоением мира, а левое – о абстрактно-логическим характером мышления (В.Л. Деглин). Правое полушарие ведает преимущественно переработкой информации, бывшей в прошлом времени, а левое связано больше о будущим времеем человека (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова). Как указывает B.C. Ротенберг, оба типа мышления – абстрактное и образное -отличаются друг от друга не качеством материала, которым они оперируют, а принципом организации связей между элементами этого осваиваемого материала действительности. Так он пишет: “Задачей логико-вербального мышления является вычленение из всех реально существующих (или потенциально возможных) взаимодействий какого-то одного, наиболее существенного. Таким образом формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно анализировать и достаточно точно и однозначно выразить в словах… Например, задачей пространственно-образного мышления является отражение всех сушествующих взаимосвязей, всего богатства реального мира, но это богатство плохо поддается жесткому структурированию, так что его трудно без существенных потерь передать с помощью обычного языка. Здесь незаменим язык искусства”.’ Так что учеными сегодня доказано решающее значение для творчества правополушарного мышления. Психофизиология правого и левого полушария представлена и связана с функциями правой и левой руки. Вениамин Каверин художественно-метафорически отметил эту взаимозависимость следующим образом: ‘Направо – наблюдение, психологическое исследование, логика характеров. Налево – воображение, алогизм, несоответствие синтаксического и смыслового движения речи’. Писатель наблюдателен к психофизио-логическим различиям. Одно из полушарий – левое -связано с логикой, научным характером мышления, рассудком, второй сигнальной системой, другое полушарие аккомпанирует ему и оно ближе к творческим задачам, разрешаемым не по логическим каналам, а по образному восприятию действительности. В. Каверин учитывает и “перекрест нервных центров”, поэтому верно замечает, что воображение и творчество расположены на тропке слева, а логика, когда пойдешь направо”. Психофизиология активной деятельности человека связана также с эксплуатацией механизмов, описанных И.П. Павловым под названием сторожевого пункта. Однако, сегодняшние знания отличаются от павловских.

По современному представлению “сторожевой пункт” имеет сложную коммутационную схему с блоками программ рабочих органов, следящего устройства и акцепторов действия. Акцептор действия – это механизм контроля и сличения результатов действия о заданной программой (каскад акцепторов).

Говоря о динамической структуре психофизиологического контура личности, необходимо вспомнить двухконтурную схему нервной сисемы – акцепторов высших и низших порядков, связанных с уровнем управления собой. По Н.А. Бернштейну, можно различить по меньшей мере пять помещающихся друг над другом уровней, на которые выпадает определенная поведенческая реакция.

Низшие уровни – более древние в биофилогенетическом отношении, высшие, играющие роль ведущих – более новы в эволюционном плане. Высший кортикальный уровень руководит всеми символическими координациями и относится, скорее, к отделу сознательного мышления. Низший кортикальный уровень – это “отщепленная”(А.Н. Леонтьев) или “отчужденная” (Ф.В. Баосин), от личности структура. Выделяя, таким образом, два контура динамических структур, мы различаем акцепторы нескольких порядков в определенной иерархической последовательности, каждый из которых входит в первый или второй контур. Внешний, первый контур, “открыт” на среду. Второй ‘открыт” на первый, регулируя его деятельность в переработке и обобщении информации.

В первый контур нервной системы входят акцепторы первого порядка, второй контур нервной системы включает в себя акцепторы второго и третьего порядка. Акцепторы второго порядка – это “центры самоподкрепления” (по Дж. Олдзу), в которых эмоции оформляются телесным содержанием. Акцепторы третьего порядка – это акцепторы пространства, времени, личностных оценок и др., т.е. специальные человеческие акцепторы высшего уровня. В конечном счете, именно эти высшие акцепторы третьего порядка связаны с высшими инстанциями личности (волей, сознанием и т.д.), а все остальные “автоматические” акцепторы должны облегчать субъекту управление самим собой и коммуникацию с другими.

Механизм переключения составляет нейрофизиологическую основу аппаратов самопрограммирования, приуроченных к префронтальным зонам лобной коры (Э.А. Асратян, А.Н. Шогам). Условные раздражители включения связаны с переключателем, с реципрокно-спаренной структурой и с динамически действующей структурой, откуда сигналы идут на комплексную активирующую систему (КАС).

Современная нейрофизиология заложила основы понимания функционирования психики, изучаемой психологической наукой, имеющей свою специфику и свой категориальный аппарат.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)