Современная миграционная политика РФ

На протяжении всей истории существования человечества вопрос взаимоотношений с «иноплеменниками» сохранял свою актуальность.

Интересно
В далёкой древности было характерно отношение к чужеземцу как к врагу. Преследованию подвергался любой пришлый человек. Предпосылки формирования терпимого отношения к иноплеменникам зарождаются в античных государствах, делавших ставку не только на военное, но и на экономическое завоевание соседних территорий посредством торговли.

В средние века «путешествующие вельможи» и купцы вообще перестают удивлять коренное население большинства европейских стран. Все они защищены «правом народов». На протяжении новой и новейшей истории человечества происходит постепенное стирание границ между государствами, упрощение процедуры миграции населения.

Вместе с тем, по сей день не утратили свою актуальность вопросы:

  1. А нужны ли мигранты?
  2. С помощью каких механизмов возможно обеспечить селективность миграции?
  3. Как сохранить национальную самобытность в условиях массовой миграции?
  4. Как заставить работать миграцию на государство и общество, а не во вред им?

Регулирование миграционных процессов в целях своевременного восполнения демографического и трудового дефицита, при сохранении и укреплении безопасности – по-прежнему важнейшая задача каждого государства.

В рамках реализации стратегии национальной безопасности и проектных положений Концепции общественной безопасности Российской Федерации очень многое уже сделано.

Сегодня нет необходимости полемизировать о том, что в целом ми-грационная политика должна строиться в соответствии с национальными интересами государства. Востребованность миграции обусловлена ее значимостью для социально-экономического развития страны. В то же время, значительное влияние на государственность оказывают культурные, этнические и политические аспекты миграции.

В силу этого миграция становится одним из элементов национальной безопасности. В зависимости от степени актуальности и остроты данного явления общественной жизни в конкретные исторические периоды она может по-разному рассматриваться в ряду приоритетов обеспечения национальной безопасности.

В этом смысле анализ миграционной безопасности как института, регулирующегомиграционные процессы в соответствии  с задачами обеспечения национальной безопасности, сформулированными в доктрине национальной безопасности страны, представляется сегодня весьма значимым.

Официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития России на долгосрочную перспективу получила нормативное закрепление в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Важное значение названного правового акта состоит в раскрытии института национальной безопасности применительно к Российской Федерации.

Так, под национальной безопасностью следует понимать состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются: реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

В контексте данного определения, миграцию можно рассматривать как необходимое условие обеспечения национальной безопасности и фактор ее угрозы. Стабильная, плановая, организованная миграция (в том числе трудовая) способствует устойчивому социально-экономическому развитию страны, что является ее стратегическим национальным интересом. Вместе с тем, незаконная миграция, граничащая подчас с криминалом, создает прямую или косвенную возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, устойчивому развитию Российской Федерации, то есть является угрозой национальной безопасности.

Основные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации получили конкретизацию в Концепции общественной безопасности в Российской Федерацими.

Так, основными источниками угроз общественной безопасности названы:

  • деятельность международных террористических организаций, экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране;
  • увеличение в приграничных регионах количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, традиционно связанные с миграцией.

Кроме того, в качестве самостоятельных угроз общественной безопасности Концепция выделяет, незаконную миграцию в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой.

При этом, отмечается, что незаконное пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и осуществление ими трудовой деятельности на территории страны зачастую ухудшают социальную обстановку в местах их пребывания, создают условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма.

Интересно
Неблагоприятные тенденции наблюдаются и во внутренней миграции, основным вектором которой остаётся переселение мигрантов с востока страны в центр, в результате чего не только усиливается дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации, но и растёт социальная напряжённость в обществе, способствующая возникновению ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни, а также увеличивается количество этнических организованных преступных групп.

Концептуально-правовое оформление национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции осуществлено декларированием целей и задач программными документами, определяющими стратегию государственно-правового регулирования миграционных процессов, которые являются конкретизацией и развитием принципов и норм государственной Стратегии национальной безопасности.

Концепция государственно-правового регулирования миграционной безопасности как система взглядов на миграцию позволила сформулировать основы государственного и правового проектирования миграционных процессов, которые играют роль целевых индикаторов при формировании норм и институтов миграционной безопасности. В настоящее время к таким программным документам можно отнести Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 год.

В Концепции определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.

Основное содержание Концепции базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Учитывая сферу регулирования, в основу Концепции были положены: Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года,  Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и другие документы стратегического планирования.

Она строго соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права и учитывает обязательства Российской Федерации, закрепленные в международных соглашениях в сфере миграции.

Разработчики Концепции проанализировали накопленный мировым сообществом опыт в сфере управления миграционными процессами и учли его при формулировании ее основных положений.

Так, в Концепции отмечается, что миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения.

Согласно расчету Федеральной службы государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года (высокий и средний варианты), учитывающему результаты Всероссийской переписи населения и динамику демографических процессов последних лет, численность населения страны на начало 2025 года составит 142,8–145,6 миллиона человек.

Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.

В концепции отмечается, что одной из приоритетных задач любого государства является привлечение высококвалифицированных специалистов, которые способствуют экономическому росту и благосостоянию принимающих государств. Уровень конкуренции среди стран за привлечение таких специалистов чрезвычайно высок. Поэтому, среди стратегических задач в сфере миграции Российская Федерация отводит важное место созданию условий и механизмов для привлечения на долгосрочной основе необходимых для экономики высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разных профессий, а также предпринимателей и инвесторов.

В настоящее время, отмечается в Концепции, миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, невысока и распространяется преимущественно на граждан государств – участников Содружества Независимых Государств. Продолжается эмиграционный отток из страны. Мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств – участников Содружества Независимых Государств, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.

Прогрессивным является обращение создателей Концепции к проблемам внутренней миграции. На законодательном уровне отмечается, что с точки зрения распределения человеческих ресурсов по территории страны наблюдается дисбаланс, который ввиду низкой территориальной мобильности населения не удается преодолеть. Причины низкой внутренней миграции в Российской Федерации обусловлены, в первую очередь, причинами экономического характера. Среди них экспертами традиционно отмечаются большие расходы на переселение, неразвитая логистика, несоответствие стоимости рынка жилья доходам населения.

Основными центрами притяжения для внутренних мигрантов остаются Центральная Россия и Московский регион. В этой связи, основной упор в восполнении естественной убыли населения в Российской Федерации на ближайшие годы делается на программы, способствующие возвращению соотечественников и приданию краткосрочной (стихийной) миграции долгосрочного характера.

Действующее миграционное законодательство Российской Федерации в большей степени ориентировано на привлечение временных иностранных работников и содержит недостаточно мер, способствующих их переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции, что не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом.

Проблемы управления миграционными процессами проявляются и в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в России от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Нелегальная трудовая миграция, порождает ксенофобию со стороны определенной части населения Российской Федерации.

До принятия Концепции, обозначившей конкретные задачи миграционной политики, государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, являлась единственным программным документом, ориентированным на квалифицированную миграцию и позволяющим решать задачи на долгосрочную перспективу.

Среди основных проблем правоприменения в миграционной сфере к моменту принятия Концепции отмечались:

  • сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство;
  • несовершенство контрактной системы привлечения иностранных трудовых мигрантов;
  • отсутствие действенных механизмов набора иностранных работников, дифференцированных в соответствии с профессионально-квалификационными запросами российских работодателей;
  • неразвитость каникулярной и сезонной трудовой миграции;
  • неэффективность системы квотирования привлечения иностранных работников на рабочие места в соответствии с заявленной потребностью работодателей;
  • отсутствие условий для адаптации и интеграции мигрантов, защиты их прав и свобод, обеспечения социальной защищенности;
  • нерешенность проблем жилищного обустройства вынужденных переселенцев;
  • несовершенство процедуры предоставления статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам;
  • неразвитость образовательной (учебной) миграции, являющейся источником квалифицированных и интегрированных в стране иностранных граждан.

Опыт стран, проводящих активную миграционную политику, показывает, что миграционные процессы ускоряют социально-экономическое развитие и обеспечивают рост благосостояния населения.

Для реализации положительного потенциала, заложенного в миграционных процессах, вся система управления ими в Российской Федерации должна быть модернизирована.

Ставя задачу привлечения в страну мигрантов для восполнения населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала, следует учитывать, что миграционные ресурсы государств – участников Содружества Независимых Государств, ориентированные на Российскую Федерацию, в перспективе будут уменьшаться.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)