Современное состояние миграционной системы России

Миграционная функция представляет собой самостоятельную сферу государственной деятельности, предполагающую эффективное правовое регулирование и управленческое воздействие.

Данной деятельности свойственны специфические признаки, подтверждающие необходимость выстраивания самостоятельной системы управления:

  1. Государственно-властный характер. Органы, реализующие государственную миграционную политику, осуществляют свои полномочия от имени государства. Они правомочны осуществлять контроль (надзор) за соблюдением миграционного законодательства, давать юридическую оценку действиям и поступкам людей, выявлять правонарушения и реагировать на них в установленном законом порядке, а также давать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения предписания и предъявлять столь же обязательные требования, применять в целях, на основании и в порядке меры принуждения, установленные законом.
  2. Подзаконность. Право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации гарантируется каждому, кто законно находится на ее территории1. Конституционный статус данного права предполагает, что любые ограничения и условия реализации данного права могут устанавливаться лишь законодательным путем, а деятельность государственных органов в данной сфере осуществляется на основе и во исполнение законов и других правовых актов и строится в строгом соответствии с целями и в пределах, определенных законом, а также на основе использования соответствующих законных средств. В ходе этой деятельности недопустимы неправомерные действия представителей государственной власти или противопоставление законности целесообразности.
  3. Социально-преобразующий характер2. Миграционные потоки формируются под воздействием социальных, экономических, демографических, политических и правовых явлений. Задача системы управления миграцией состоит в их преобразовании в интересах достижения социально значимых целей государства, снижении негативных последствий миграции и преодолении социальной напряженности.
  4. Организующий характер. Миграционная деятельность государства организационно обеспечена, в процесс ее осуществления вовлечен значительный механизм государства. Практически все ветви власти наделены определенными полномочиями в сфере управления миграцией. Одновременно, в целях координации усилий всех субъектов миграционной политики, в государстве создается специальный государственный орган, функционирующий на основе самостоятельных организационных начал.

К характерным чертам деятельности по управлению миграцией можно также отнести ее подотчетность и подконтрольность; регулятивный и охранительный характер.

По состоянию миграционных процессов, возникающих и преобразующихся под управляющим воздействием государства можно давать оценку успешности реализации государством прочих функций: демографической, экономической, социальной.

В силу специфических особенностей управления миграционными процессами, миграционная система государства должна постоянно находиться во взаимодействии с:

  1. Социальной политикой в целом и всеми ее составляющими. Миграционные процессы есть неотъемлемая часть социальной жизни общества. Они формируются под влиянием притягивающих социальных факторов, при этом трансформируя социальную действительность.
  2. Демографической политикой. Являясь важной составляющей демографического процесса, миграционные процессы качественно влияют на демографическую ситуацию. Такое влияние может иметь как положительный, так и отрицательный вектор. При нормальном, управляемом миграционном процессе структура общества упорядочивается, приводя к балансу между трудоспособным и нетрудоспособным населением. Миграция населения способна также привести к существенным изменениям в половозрастной структуре населения отдельных регионов страны.
  3. Геополитикой, т. к. выступает эффективным средством перераспределения населения внутри страны. В отдельные исторические периоды в Российской Федерации происходили переселения целых народов в целях
    освоения новых земель, удовлетворения политических амбиций правителей. В результате таких перемещений численность населения отдельных регионов, его национальный и конфессиональный состав претерпевал существенные изменения.
  4. Национальной политикой. При организации миграционных процессов на территории государства очень важно сохранить баланс национальных интересов и интересов мигрантов. Миграция на территории государства, ни в коем случае не должна нарушать этнический, конфессиональный, культурологический баланс, сложившийся на конкретной территории. Помимо невосполнимой утраты отдельных элементов культуры, в первую очередь это касается малочисленных народов, такой дисбаланс ведет к социальной напряженности, ксенофобии и, как следствие, к возможным конфликтам.
  5. Но наиболее тесная взаимозависимость и взаимосвязь прослеживается, между миграционной и экономической политикой, а с точки зрения территориального перераспределения населения, с ее региональной составляющей. Социально-экономические миграционные процессы находятся в тесной связи с движением капиталов. По направлению миграционных потоков можно давать оценку состоянию экономики в отдельных регионах.

Миграционная система в Российской Федерации имеет сугубо функциональный характер, т. е. обусловлена целями, задачами и направлениями государственной миграционной политики.

В качестве основных целей функционирования названной системы можно назвать следующие:

  1. Регулирование миграционных потоков.
  2. Преодоление негативных последствий, в том числе криминального характера, связанных с миграционными процессами.
  3. Создание условий для реализации мигрантами прав, свобод и обязанностей.
  4. Оптимизация миграции населения, в целях снижения уровня безработицы в одних регионах и восполнения дефицита трудовых ресурсов в других.
  5. Поддержание рационального баланса населения в регионах.
  6. Обеспечение баланса прав и законных интересов коренного населения, мигрантов и лиц, ищущих убежища на территории России.

Стоящие перед миграционной системой Российской Федерации задачи, можно поделить в зависимости от сферы правового регулирования на следующие группы.

В политической и государственно-правовой сфере:

  • выработка государственных мер раннего предупреждения конфликтов в регионах, связанных с притоком мигрантов, их обустройством и интеграцией в местную среду;
  • достижение согласия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий по вопросам регулирования миграционных процессов и допустимых инструментах реализации миграционной политики;
  • принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации для ликвидации имеющихся пробелов в сфере регламентирования миграционных процессов, свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, использования иностранной рабочей силы;
  • разрешение противоречий между федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими миграционные процессы и смежные вопросы;
  • согласование интересов российского государства и субъектов Российской Федерации при разработке и реализации миграционных программ и принятии оперативных мер, затрагивающих интересы мигрантов;
  • защита и обеспечение законных прав и интересов мигрантов;
  • снятие противоречий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области миграционной политики путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также соответствующих договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации.

В социально-экономической сфере:

  • регулирование миграционных процессов с учетом социально-экономической ситуации в регионах, уделяя особое внимание ситуации на рынках труда, жилья, развитию социальной, культурно-бытовой и инженерной инфраструктуры;
  • создание условий для приема и размещения мигрантов, их обустройства;
  • учет миграционной нагрузки на отдельные регионы при формировании федерального бюджета и бюджетов субъектов;
  • учет традиций хозяйствования и природопользования, экологической обстановки при регулировании миграционных потоков в регионах; рациональное использование трудового потенциала, опыта хозяйственной деятельности и квалификации мигрантов;
  • разработка и реализация региональных и межрегиональных программ социально-экономического развития;
  • развитие государственных систем коммуникации и информации в целях информирования потенциальных мигрантов о ситуации в регионах;
  • содействие общественным организациям мигрантов.

В области внешней политики:

  • выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев, лиц, ищущих убежище, и вынужденных переселенцев;
  • сотрудничество государств бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении этнополитических и региональных конфликтов;
  • заключение межгосударственных договоров и соглашений Российской Федерации по регулированию межгосударственных миграций и обмене соответствующей информации с заинтересованными странами происхождения мигрантов, прибывающих в Россию;
  • присоединение России к межгосударственным соглашениям о правах трудящихся – мигрантов;
  • достижение межгосударственных и межправительственных договоренностей Российской Федерации (в первую очередь с сопредельными государствами) по упрощению приграничной торговли, облегчению культурных, бытовых и иных контактов;
  • содействие реализации прав российских соотечественников, проживающих за рубежом на полноправное социально-политическое, экономическое и культурное развитие в странах проживания и обеспечение духовных и иных связей с Россией;
  • реализация международных и двухсторонних соглашений о защите национальных меньшинств.

В духовной сфере:

  • объективное информирование населения Российской Федерации о специфике психологии мигрантов (особенно вынужденных), мотивации и проблемах мигрантов, сложностях их адаптации;
  • формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, общественного и межнационального согласия, культивирование чувства российского и национального патриотизма;
  • распространение знаний об истории и культуре народов России и стран нового зарубежья;
  • учет национальных обычаев, традиций и обрядов мигрантов, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Исходя из вышеназванных целей и задач функционирования миграционной системы, можно перейти к определению функционального предназначения составляющих ее подсистем.

Так в подсистеме управления, регулирование миграционных процессов является прерогативой деятельности исполнительной власти, регулирующей вертикальные правоотношения субъектов: Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МВД России и его территориальных органов.

При этом вертикальные правоотношения в миграционной системе присущи подсистемам:

  • международной – МОМ, УВКБ ООН, МОТ и др.;
  • федеральной – Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, МВД России. Основное функциональное предназначение федеральной подсистемы состоит в государственном управлении миграционной политикой, разработке и утверждении федеральных программ и других проектов для регулирования миграционных правоотношений в интересах роста численности населения и трудовых ресурсов, реализации интеллектуального и трудового потенциала мигрантов при соблюдении принципов национальной безопасности России;
  • региональной – органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Основное функциональное предназначение региональной подсистемы состоит в формировании региональной миграционной политики в соответствии с федеральной миграционной политикой, с учётом особенностей региональной миграционной обстановки для эффективного экономического и демографического развития субъектов Российской Федерации;
  • ведомственной – управления и отделы МВД России, его территориальные органы по вопросам миграции и представительства по делам миграции за рубежом. Компетенция ведомственной подсистемы состоит в формировании ведомственных стандартов в административно-правовой, информационно-правовой и обеспечивающей областях миграционной деятельности для реализации международной, федеральной и региональной политики в интересах эффективного функционирования миграционной системы Российской Федерации.

Основное функциональное предназначение местной подсистемы состоит в контроле соблюдения мигрантами установленных правовых норм поведения; предупреждение правонарушений среди участников миграционного процесса, регулирование миграционной деятельности в своей территориальной зоне.

Горизонтальные правоотношения образуют подсистемы:

  • федеральная (Главное государственно-правовое управление при Президенте Российской Федерации, Главное управление по вопросам миграции МВД России);
  • региональная (подразделения по вопросам миграции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации).

Подсистема правового обеспечения миграционной системы Российской Федерации, образованная несколькими уровнями правовых актов: международными, федеральными, актами субъектов Российской Федерации, а также ведомственными актами будет рассмотрена нами последовательно на протяжении изучения последующих тем применительно к каждому конкретному направлению Государственной миграционной политики Российской Федерации.

Интересно
Итак, миграционная система Российской Федерации обусловлена экономическими и социальными задачами развития общества. Это актуально для России с ее своеобразным геополитическим расположением, сложными условиями и факторами социальной жизни. Эффективное управление миграционными процессами все настойчивее включает в повестку дня вопрос о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур как федерального, так и регионального и муниципального уровней в системе жизнеобеспечения в различных сферах жизни общества.

В настоящий момент, рассматривая миграционную деятельность российского государства, необходимо признать, что социально-политические условия, в которых формировалось данное направление, претерпевают существенные изменения при влиянии увеличивающегося количества факторов.

Осуществляемое ранее управление в сфере миграции сегодня требует постоянного государственного присутствия и руководства миграционными потоками в целях гармоничного развития, интеграции, свободы и безопасности общества.

Сложность правового регулирования миграционных процессов заключается в необходимости сбалансирования противоположных тенденций: с одной стороны – защиты прав и свобод граждан, создания общего экономического пространства, что предполагает беспрепятственное перемещение трудящихся мигрантов, с другой – реальных возможностей государств, необходимости усиления борьбы с преступностью и терроризмом, объективно вынуждающих их проводить ограничительную миграционную политику.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)