Советские хиппи

В конце 1960-х годов, примерно на 5-7 лет позже, чем на Западе, к нам пришло увлечение субкультурой хиппи. Западное движение хиппи возникло как протест молодежи против ценностей буржуазного общества. Дети богатых, респектабельных родителей отращивали длинные волосы, надевали рваные джинсы и уходили из семей в хипповскую общину, чтобы <жить в грязном лесу и умереть в нирване>.

Хиппи пропагандировали свободную любовь и пацифизм. То и другое было запрещено в СССР. Многим хотелось бы жить и вести себя как они, но власти не разрешали. Борьба за <мир во всем мире>, митинги протеста против войны во Вьетнаме 1968-1970-х гг. представляли собой официально организованные и заранее планируемые мероприятия.

Длинноволосых парней советские дружинники отлавливали в городских скверах и на улицах, доставляли в участок, переписывали и нередко брили наголо. О свободной любви как модели поведения и подумать было страшно. В итоге из советского хиппизма были вытравлены все содержательные элементы. Осталась лишь форма.

Советские хиппи не имели четкой идеологии и перенимали у западных собратьев скорее образ жизни, чем образ мышления. Известно, что на культурных задворках западной цивилизации вся идейная жизнь, если она ориентирована на ценности этой цивилизации, обречена на вторичность.

Расцвет субкультуры и общественного движения хиппи в нашей стране произошел с опозданием в на 10-15 лет. В середине 1960-х, когда движение хиппи родилось на Западе, наша молодежь еще увлекалась так называемыми стилягами – упрощенным (сниженным) вариантом высокой моды: блестящие ботиночки, цветастый галстук и зауженные брюки.

Хиппи одевались совершенно иначе – грязные рубашки или свитера, засаленные джинсы, рваная спортивная обувь. Стиляги и хиппи – две разные моды, две разные эпохи, но общий протест против господствующей культуры и попытка выразить в одежде свое стремление к свободе.

Субкультурой хиппи никак не могли увлекаться настоящие шестидесятники, поскольку основной их пафос – исторический оптимизм, активное участие в строительстве коммунизма, социальная энергия, воодушевление.

В идеологии хиппи все наоборот: пессимизм, неверие в будущее и недоверие социальным институтам, разочарование, наконец, эскапизм – бегство от реальности. Советские критики, низвергавшие устои буржуазной морали, в чем-то были правы. Хиппизм представляет собой идеологию упадничества. Она возможна только в ситуации общественного застоя и разочарований.

Именно такое время наступило в 1970-е годы в СССР. Период существования аутентичного – соответствующего истинному предназначению, функциям и содержанию – хиппизма в СССР соответствует началу 1970-х годов; место действия – Москва, Ленинград, Рига.

Отгремела эпоха <золотых шестидесятых>, опустился <железный занавес, усилилась цензура и политический гнет. Вчерашние романтики и студенты-комсомольцы бросились искать альтернативу лжи, убогости и серости <совка>.

В культурной атмосфере <развитого социализма> зарождаются сразу две формы протестного движения – в искусстве андеграунд, в образе жизни – хиппизм.

Упадок движения в 1990-е годы связан именно с разрушением его идейных основ. Сегодня осталось мало энтузиастов, знающих её первоначальную идеологию.

Наркотики, ленивое безделье, низкий интеллектуальный уровень стали отличительными чертами движения хиппи эпохи его деградации.

Само движение превратилась в подобие тоталитарной секты: со своими иконами, гимнами, суррогатными “учителями”. Замкнулась на символике, на прошлом, обросла стереотипами и предрассудками.

Если смотреть на историю в целом, то Система – это чисто российский феномен, своеобразный ответ советских хиппи на западный субкультурный вызов. За долгое время употребления слове “хиппи” утратило первоначальный смысл.

В 1960-е годы в США молодые бунтари называли себя freaks (от англ. чудак), само же слово hippies придумали журналисты. На российской почве в этом слове перемешались чисто американские контркультурные значения и традиционно русские представления об интеллигенте, которые восходят к разночинцам-народникам и нигилистам Х1Х века.

Советские хиппи построили свое государство в государстве – Систему, в которой молодые романтики старались объединить принципы утопической коммуны, свойственные Западу, с крестьянской круговой порукой и взаимовыручкой.

Просуществовав почти четверть века, российский хиппизм исчерпал себя. Сегодня умы молодежи больше занимают идеи экологии, глобализма и виртуальной реальности (кибер-панки).

Хиппи-шестидесятники разбрелись кто куда. Одни остались преданными Системе и надеются возродить исконные традиции, другие пополняют ряды альтернативной, андеграундной или криминальной субкультуры, третьи неплохо вписались в официальные структуры.

К примеру, в России с 1996 года действует хакерская школа, возглавляемая известным хиппи по прозвищу “Арви Хэкер”. Одно время директором ДДТ был Гена Зайцев по прозвищу Хиппи-бюрократ.

В стабильные периоды развития современного общества или в традиционных обществах выпавшие из общей структуры люди обычно не создают собственные организации и системы для защиты своего статуса либо создания непохожей на всех культуры.

Это такие люди, которые находится в процессе перехода. В конечном итоге они входят в
общество, там обустраиваются и обретают новый статус.

Но хиппи добровольно покинули насиженные места, отказались от социального благополучия, которое обеспечили им родители и создали маргинальную культуру аутсайдеров, которую назвали Системой.

“Система” – пример сообщества, куда стекаются выпавшие из социальной структуры.

В Системе большинство хиппи обладают промежуточным (лиминальным, маргинальным) статусом: один считает себя художником, среди друзей известен как художник, а работает в котельной кочегаром; поэт (дворник), философ (бродяга без определенного места жительства).

Статус по самооценке здесь никогда не совпадает со статусом по оценке другими: то, что общественным мнением ставится высоко, для хиппи ценится низко, и наоборот. Принимаемые нормы и ценности в Системе иные, чем предписаны обществом.

Жители страны хиппи – пиплы – образуют особый мир, существующий параллельно с обычной вселенной, где проживаем мы все. То, что специалисты называют экстернальной культурой и контркультурным движением.

В научной литературе Система относится также к сфере андеграунда (от англ. “undeground” – подполье), контркультуры, или в отечественном лексиконе было популярно ещё словечко “неформалы”. Все эти определения указывают на внеположенность – характерны приставки “контр”, “под”, “не”.

Ясно, что речь идет о чем-то противостоящем (“контр”), невидимом и скрытном (подземная), неоформленном или неформализуемом официальными средствами. Хип-система не подчиняется конституции страны, в ней нет государственных границ, чинов и постов, она не платит в казну налоги и не выбирает своих правителей.

Все, что происходит там, наступает а) естественно, как восход солнца и б) стихийно – подобно броуновскому движению, в котором автономные частички перемещаются навстречу или поперек друг другу с разной скоростью, с разными целями и состоянием сознания. Тем не менее и здесь существует свой, невидимый глазу, порядок.

Созданная ими социальная сеть связей, каналов и поддержки спасла жизнь многим социальным изгоям, которые без ее помощи могли бы спиться, куда-то сгинуть, покончить жизнь самоубийством.

В так называемой Системе – незримой империи хиппи – они обретали братство, моральную и материальную поддержку, находили единомышленников и формы творческой самодеятельности.

В отличие от остальных неформальных движений, хиппи удалось создать свой мир и утвердить альтернативный образ жизни: его опорой выступала сеть флэтов, разбросанных по всей стране.

Первоначально Система отличалась большой гибкостью и открытым характером: системные хиппи общались с множеством разных людей. Движение переплеталось с интеллигенцией и богемой, поддерживало отношения с религиозными кругами. Шёл постоянный обмен информацией, накопление опыта.

В 80-е годы Система стала широким и неоднородным движением: в него влилось большое количество нонконформистов, уже не подпадавших под определение “хиппи”.

Появились системные пиплы, не использующие эстетику предшественников (они входили в движение наряду с системными хиппи). Хиппи же западного образца (не пиплы) в восьмидесятые практически исчезли: им на смену пришли “системные паразиты“, эксплуатирующие имидж волосатых.

Это был целый поток, благодаря которому оно приобрело своё особое, неповторимое лицо. Тогда же бурно развивался и достиг расцвета русский рок.

Русский рок выражал дух движения, был его символом. Как таковой, он сам возник внутри Системы – и её идеология (метафорически) гораздо чаще выражалась в песнях, нежели открыто декларировалась в виде манифестов (говорили: “рок – это не музыка, а образ жизни”).

Наличие этической основы в русском роке объясняет и его критический заряд, и преобладание социальной тематики. Люди пытались повлиять на современную культуру своим творчеством – и этим изменить мир к лучшему.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)