Социальный конфликт как сторона социального противоречия

В марксистско-ленинской идеологии социальное противоречие сводилось, прежде всего, к борьбе (а не единству) противоположностей.

Именно поэтому понятия социального противоречия и социального конфликта, по сути, отождествлялись.

Это позволяло скрыть субъективную (интересы, цели, планы, эмоции, воля, вера) составляющую социальных противоречий, представить социальный конфликт как объективное, т.е. бессознательное и существующее независимо от сознания людей общественное явление.

Мы полагаем, что социальный конфликт не тождествен социальному противоречию, а, являясь его ведущей стороной, выступает подлинным источником развития общественного явления.

А. Гидденс считает, что для превращения противоречий в конфликты необходимы осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения субъектов.

Пока противоположность интересов не осознана, конфликт, по мнению Гидденса, не наступает.

В этом утверждении молчаливо предполагается, что социальное противоречие в своем развитии не содержит субъективного (интересы, мотивация и т.п.) момента, а является объективным.

Тогда, действительно, социальное противоречие можно считать основой, предпосылкой и предметом социального конфликта.

Но социальное противоречие потому и считается социальным, что в нем, как и в каждом социальном явлении, содержится субъективный (сознательный и психический) момент.

Поэтому, на наш взгляд, социальное противоречие неточно считать основой социального конфликта.

Социальный конфликт сам является стороной социального противоречия, причем также включающей в себя субъективный момент.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)