Социально-психологические причины преступности

Социальная среда предполагает криминогенное воздействие на личность со стороны малых социальных групп: семья, деятельность (учебная, трудовая), досуг. Среди распространенных малых групп, в которых происходит неблагоприятное нравственное формирование личности, является семья. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс первичной социализации большинства людей начинается в семье. Во-вторых, жизнедеятельность личности в семье занимает продолжительный период. В-третьих, институт семьи выполняет в обществе важнейшие функции, связанные с воспроизводством человеческого рода, участием человека в общественном производстве, осуществлением бытовой деятельности и воспитанием детей. Влияние семьи на личность может носить как позитивный, так и негативный характер.

Негативный может быть связан:

  • с отрицательным влиянием семьи на личность;
  • с бесконтрольностью со стороны семьи.

Но не только семья, но и система образования, в том числе досуговые внешкольные учреждения, показывает, что в них могут быть сформированы причины преступности, особенно в среде несовершеннолетних. В современной системе образования существуют недостатки, способствующие формированию криминогенного поведения у подростков: формальный педагогический подход к обучению, отсутствие воспитательной функции в системе образования, низкий профессионализм и слабая психологическая устойчивость педагогов. Неудавшаяся учебная деятельность может привести к отчуждению подростка от учебного коллектива и семьи с последующим уходом в неформальную (асоциальную, криминогенную) среду.

Трудовая деятельность, как правило, обладает мощным антикриминогенным эффектом. Однако отдельные виды деятельности могут способствовать формированию криминогенного поведения. Например, наиболее часто насильственная преступность проявляется в среде разнорабочих, связанных с неквалифицированными видами трудовой деятельности, отягощенная употреблением алкоголя.

Корыстная преступность преобладает в сферах розничной продажи и услуг. Коррупционная преступность – в бюджетной сфере и деятельности органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов. Полное отсутствие занятости общественно полезной деятельностью (учебная, трудовая), ведение праздного образа жизни обычно способствует формированию асоциального образа жизни и как крайнее проявление – криминогенного поведения.

Досуг – это форма общественной деятельности, которая может выступать как мощный антикриминногенный фактор, направленный на развитие личности: занятия спортом, творчество, просвещение, волонтерство и другие виды общественно-полезной деятельности, а также формировать деструктивное поведение, например различные питейные заведения (клубы, бары), формирующие праздный образ жизни, требующий больших материальных затрат.

Современной тенденцией деструктивного досуга молодежи является бесконтрольное использование сети Интернет: общение в чатах, мессенджерах, на игровых сайтах, сайтах знакомств и сайтах, содержащих экстремистскую информацию. Таким образом, влияние социально-психологических причин преступности определяет следующую криминологическую закономерность: чем ниже уровень образования, социальной деятельности и культуры преступников, тем грубее по характеру и примитивнее по мотивации совершаемое ими преступление (бытовые, насильственные виды преступности). Чем выше образование, социальный статус преступника, тем изощреннее способы совершения преступлений, хотя в конечном счете они могут быть и более опасны (экономическая, коррупционная преступность), чем «примитивные» виды преступности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)