Социально-психологические причины преступности
Социальная среда предполагает криминогенное воздействие на личность со стороны малых социальных групп: семья, деятельность (учебная, трудовая), досуг. Среди распространенных малых групп, в которых происходит неблагоприятное нравственное формирование личности, является семья. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс первичной социализации большинства людей начинается в семье. Во-вторых, жизнедеятельность личности в семье занимает продолжительный период. В-третьих, институт семьи выполняет в обществе важнейшие функции, связанные с воспроизводством человеческого рода, участием человека в общественном производстве, осуществлением бытовой деятельности и воспитанием детей. Влияние семьи на личность может носить как позитивный, так и негативный характер.
Негативный может быть связан:
- с отрицательным влиянием семьи на личность;
- с бесконтрольностью со стороны семьи.
Но не только семья, но и система образования, в том числе досуговые внешкольные учреждения, показывает, что в них могут быть сформированы причины преступности, особенно в среде несовершеннолетних. В современной системе образования существуют недостатки, способствующие формированию криминогенного поведения у подростков: формальный педагогический подход к обучению, отсутствие воспитательной функции в системе образования, низкий профессионализм и слабая психологическая устойчивость педагогов. Неудавшаяся учебная деятельность может привести к отчуждению подростка от учебного коллектива и семьи с последующим уходом в неформальную (асоциальную, криминогенную) среду.
Корыстная преступность преобладает в сферах розничной продажи и услуг. Коррупционная преступность – в бюджетной сфере и деятельности органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов. Полное отсутствие занятости общественно полезной деятельностью (учебная, трудовая), ведение праздного образа жизни обычно способствует формированию асоциального образа жизни и как крайнее проявление – криминогенного поведения.
Досуг – это форма общественной деятельности, которая может выступать как мощный антикриминногенный фактор, направленный на развитие личности: занятия спортом, творчество, просвещение, волонтерство и другие виды общественно-полезной деятельности, а также формировать деструктивное поведение, например различные питейные заведения (клубы, бары), формирующие праздный образ жизни, требующий больших материальных затрат.Современной тенденцией деструктивного досуга молодежи является бесконтрольное использование сети Интернет: общение в чатах, мессенджерах, на игровых сайтах, сайтах знакомств и сайтах, содержащих экстремистскую информацию. Таким образом, влияние социально-психологических причин преступности определяет следующую криминологическую закономерность: чем ниже уровень образования, социальной деятельности и культуры преступников, тем грубее по характеру и примитивнее по мотивации совершаемое ими преступление (бытовые, насильственные виды преступности). Чем выше образование, социальный статус преступника, тем изощреннее способы совершения преступлений, хотя в конечном счете они могут быть и более опасны (экономическая, коррупционная преступность), чем «примитивные» виды преступности.
- Российский конституционализм
- Органы внутренних дел РФ в системе профилактики преступности
- Виды, основные направления и содержание форм профилактики преступности
- Понятие и система профилактики преступности
- Причины конкретного преступления
- Общесоциальные причины преступности
- Причины преступности, их классификация
- Типология и классификация лиц, совершивших преступления
- Криминологическая характеристика личности лица, совершившего преступление
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу