Российский конституционализм

Возникновение и становление конституционализма в нашей стране в сравнении с развитием этого явления в зарубежных странах характеризуется достаточным количеством особенностей, обусловленных специфичным самодержавным, а позже и социалистическим обустройством государства, его основных органов управления и отношения к основам взаимодействия государства и личности. Кроме того, проблему российского конституционализма нецелесообразно рассматривать только с позиции наличия или отсутствия (действительного, или формального) в государстве высшего нормативного правового конституционного акта, рассматривающего и закрепляющего основные положения конституционного строя, правовое положение граждан, структуру и систему органов государственной и муниципальной власти и т. д.

Впервые в отечественной истории понятие конституции было применено в 1815 году. Тогда Александр Первый даровал этот закон Царству Польскому. Законом только что созданная страна превращалась в монархию наследственного типа, которая «навсегда соединялась с Российской империей».

Королем назначался наместник, в лице которого мог быть только поляк. Исключение делалось разве что для наместника из представителей Императорского Дома. Конституцией Царства Польского закреплялась система законодательной власти, правосудие и территориальные владения. Сам закон занял важнейшее место в череде основных этапов конституционного развития России.

По сути, это был первый подобный закон, что совершенно не характерно для государства с абсолютной монархией. Хоть и распространялась Конституция на всего один регион, сам факт ее принятия уже считался большим достижением. Однако в 1830 году закон был отменен Николаем Первым. Причина крылась в укреплении абсолютной монархии и проведении жесткой консервативной политики.

За основу периодизации конституционного развития любой страны мира может быть принят лишь такой объективный критерий, как сущность государства, под которой следует понимать государственную власть. Если власть не изменяется, то не имеет принципиального значения, сколько конституций было принято за определенный период времени, поскольку каждая из них обозначает не более чем хронологическую веху в едином этапе конституционного развития страны.

Только установление новой власти и нормативное ее закрепление в основном законе государства дает реальное представление о последовательности исторических событий во времени, позволяет отграничить один этап конституционного развития страны от другого. В соответствии с этим критерием в конституционном развитии России можно выделить три самостоятельных этапа. Начало первому из них положил Высочайший Манифест императора России Николая II от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка».

Интересно
Этим актом государь даровал своим подданным «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».Он предписывал, не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь к участию в ее работе «те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав».

Его повелением требовалось «установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за законностью поставленных от нас властей».

В соответствии с Манифестом в содержание Основных государственных законов Российской империи были внесены существенные изменения. В результате была в какой-то степени ограничена самодержавная власть в России, закреплены права и обязанности подданных, урегулирован статус Государственного Совета и Государственной Думы, заложены правовые основы законодательного процесса, определено правовое положение Совета Министров, министров и главноуправляющих отдельными частями в системе исполнительных органов государства.

Тем не менее, и в новой редакции Основные государственные законы Российской империи сохраняли за государем верховную самодержавную власть. В первой главе законов говорилось: «Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает» (п. 4).

Императору России принадлежала вся полнота исполнительной власти в стране. «Власть управления во всем ее объеме, – утверждалось в основных законах, – принадлежит государю Императору в пределах всего государства Российского» (п. 10). Что касалось законодательной власти, то она осуществлялась императором в единении с Государственным Советом и Государственной Думой.

Но государь обладал правом проявить «почин по всем предметам законодательства», исключительно по его почину могли пересматриваться в Государственном Совете и Государственной Думе. Основные государственные законы Российской империи, а принятый в установленном порядке закон не мог «воспринять силу» без утверждения царя (п. 9, 42). Кроме того, император получил право досрочного роспуска состава выборных членов Государственного Совета и Государственной Думы.

На основании и во исполнение положений Высочайшего Манифеста 1905 года о незыблемых основах гражданской свободы в содержание второй главы Основных государственных законов были включены правовые нормы, закрепляющие права и обязанности российских подданных.

По сложившейся в монархических государствах традиции на первое место по своей значимости были вынесены обязанности подданных: защита престола и Отечества; воинская повинность для мужчин; обязанность платить налоги и пошлины; отбывать установленные законом повинности. В числе личных прав и свобод российских подданных были сформулированы право свободно избирать место жительства и род занятий, приобретать и отчуждать имущество, беспрепятственно выезжать за пределы государства, свобода вероисповедания, неотчуждаемое право собственности.

Интересно
В то же время в Основных государственных законах много внимания уделялось материальным и процессуальным гарантиям личной неприкосновенности. Только в установленном законом порядке допускалось преследование за преступное деяние, заключение и содержание под стражей, предание суду и назначение наказания, нарушение неприкосновенности жилища и права собственности.

Основные государственные законы Российской империи предоставляли подданным права и свободы, обеспечивающие их участие в политической жизни страны. Они имели право избирать депутатов (членов) Государственной Думы, устраивать мирно и без оружия собрания, пользоваться свободой выражения мыслей устно и в печати, создавать общества и союзы. Однако пользоваться этими правами и свободами допускалось лишь в целях, «не противных законам», что вполне соответствует и нынешним стандартам демократии.

Таким образом, Основные государственные законы Российской империи стали первой конституцией страны, закрепившие такую форму правления, как дуалистическая монархия. С учетом способа принятия законов их с полным основанием можно оценить как октроированную конституцию с ясно выраженным политическим содержанием.

После отрешения 2 марта 1917 года императора России Николая II от престола Государственная Дума сформировала Временное правительство, которое приняло декларацию о созыве Учредительного собрания, призванного установить форму правления государства и принять конституцию страны. В работе по подготовке и проведению выборов в Учредительное собрание активное участие принимала партия большевиков.

Однако результаты выборов показали, что она не пользовалась сколько-нибудь серьезной поддержкой народа России. Абсолютное большинство мест в Учредительном собрании получила партия эсеров. Она располагала 370 депутатскими мандатами из 707, полученных всеми политическими партиями и избирательными объединениями. Левые эсеры, организационно не выделившиеся из партии, получили около 40 мандатов, меньшевики – 16, представители национальных групп – 86, кадеты – 17, эсеры – 2. Большевики были представлены в Учредительном собрании лишь 175 депутатами.

При таком раскладе политических сил в Учредительном собрании России орган подлинно народного представительства не признал Республику Советов и не утвердил декреты большевиков об установлении в стране диктатуры пролетариата. Тогда они разогнали Учредительное собрание и расстреляли мирные демонстрации в его поддержку. Тем самым был успешно завершен государственный переворот, начатый партией большевиков 7 ноября 1917 года в Петрограде.

Насильственное насаждение в России Советской власти законодательно оформлялось многочисленными декретами и постановлениями вновь созданных органов государства диктатуры пролетариата. Среди них особое значение имела Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, утвержденная 25 января 1918 года делегатами III Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Она закрепляла основы общественного и государственного устройства России, ставшей по форме правления Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Существенному изменению подвергалась и форма политико-территориальной организации России. Декларация учреждала государство как федерацию советских национальных республик на основе свободного союза свободных наций под названием РСФСР.

Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа почти без изменений была включена в Конституцию РСФСР 1918 года, принятую V Всероссийским съездом Советов. Своим решением об утверждении проекта Конституции РСФСР съезд по сути дела определил наступление второго этапа конституционного развития России.

Конституция РСФСР 1918 года стала первой в истории России кодифицированной конституцией. Как и всякая конституция, она закрепляла форму правления государства, его политико-территориальную организацию, политический режим и имела следующие особенности. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями, она как первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 года. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт России, не оставила камня на камне от дореволюционных государственных институтов и структур.

Интересно
Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах.

В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23 Конституции). Конституция 1918 года отличалась от последующих конституций РСФСР также значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых будет направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии ее субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем.

К специфическим чертам Конституции 1918 года относится то, что ее нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления, ориентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера.

Так, в ст. 3 закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах…». В ст. 4 выражена «непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма».

Следует указать и на такую особенность Конституции 1918 года, как открытое признание применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так, в статье 3 Конституции говорилось об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие.

С точки зрения юридической техники, относящейся к оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 года была в значительной своей части несовершенной, что объяснялось и объективными факторами.

Отсутствие субъектов Федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался. Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.

Интересно
После образования Союза ССР в 1922 года на основе Декларации и Договора об образовании СССР была принята первая общесоюзная Конституция СССР 1924 года, а на ее основе – новая Конституция РСФСР 1925 года. Дальнейшее развитие Российской Конституции шло на основе общесоюзной Конституции и в строгом соответствии с ней.

В отличие от Конституции 1918 года Конституция 1925 года не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако записала, что исходит из основных ее положений, и воспроизводила многие из них. Оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 года существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Она стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Конституции 1918 года. Новации, характеризующие содержание Конституции 1925 года, заключаются в следующем.

В данной Конституции был отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в статье 3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на X Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со статьей 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР.

В статье 19 предусматривалось, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением, никакие органы, кроме Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР.

Тем самым косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в ее Конституции не содержалось. В ней не было также закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма применительно ко всем союзным республикам в Конституции СССР 1924 года имелась). Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.

В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них. В структуре Конституции была выделена глава 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой устанавливались принципы формирования в них органов государственной власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Положений об автономных областях.

К ведению Всероссийского съезда Советов было отнесено окончательное утверждение конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ АССР, утверждение конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частями Федерации, отмена постановлений съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов РСФСР.

Основная задача Конституции РСФСР 1925 года заключалась в том, чтобы гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и построения коммунизма (ст. 1). Для достижения поставленных целей Конституция РСФСР закрепила право государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, на фабрики и заводы, средства связи, железнодорожный, воздушный и водный транспорт (ст. 15).

Принятие Конституции РСФСР 1937 года было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.

Конституции этого этапа и Союза, и РСФСР, а также других союзных республик отличаются следующими чертами. Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминалось, в частности, в статье 2 Конституции РСФСР 1937 года. Однако форма выражения этой сущности изменилась.

В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако, в весьма усеченном виде. В статье 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривалось равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».

В Конституции впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». Таким образом, эти демократические установления конституций были классово, идеологически ориентированы. О сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии, тогда именовавшейся ВКП (б). Норма о партии была введена в конституцию впервые.

В статье 126 Конституции СССР 1936 года и в соответствующих статьях конституций союзных республик устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

Эта конституционная норма ярко выразила все укреплявшуюся тенденцию превращения партии, по сути дела, в государственную структуру. Рассматриваемые конституции впервые утверждались, в отличие от прежних, как конституции построенного социализма. В них уже закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства, и др.

Конституции этого этапа по своей юридической форме приобрели более совершенный вид. В них четко выделены основные государственно-правовые институты, на объективных основах систематизированы конституционные нормы. Появились следующие главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».

В Конституции РСФСР 1937 года более развернуто, чем в прежних, закреплены принципы ее вхождения в Союз ССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права.

Впервые в Конституцию была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР. В отдельной статье 19 определялись предметы ведения РСФСР. Значительно полнее, чем в прежних конституциях, в Конституции 1937 года отражено собственное федеративное устройство РСФСР. Появились самостоятельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР, об органах государственной власти автономных областей. Впервые была закреплена норма о национальных округах.

Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 году. На ее основе в 1978 году была принята Конституция РСФСР, как и конституции других союзных республик. На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 года претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.

Интересно
В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной, изменялась часто, причем самым радикальным образом. Вот почему ее характеристика имеет различное содержание применительно к тому или иному периоду ее действия. В первые 10 лет (до начала периода, получившего название «перестройка») вся новая конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР 1978 года, характеризовалась следующими чертами.

Принятие всех конституций этого периода должно было отразить новый этап, в который, как утверждалось, вступило советское общество – этап «развитого социализма», означавшего превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций. В связи с этим в конституциях, как СССР, так и республик было впервые введено понятие «народ»; именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.

Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституции не утрачивали классового характера. Такая трактовка сущности конституции была общепринятой в политической и государственно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса. Это подтвердилось и тем, что, например, в преамбуле Конституции РСФСР 1978 года прямо говорилось о сохранении в ней преемственности идей и принципов Конституции РСФСР 1918 года, Конституции РСФСР 1925 года, Конституции РСФСР 1937 года.

Классовый характер конституций подчеркивался и тем, что они еще более откровенно и прямо отражали роль коммунистической партии, которая является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций», как записано в статье 6 Конституции СССР 1977 года и в статье 6 Конституции РСФСР 1978 года.

Знаменательно, что это была самостоятельная статья о партии, причем включенная в главу 1 Конституции СССР (в прежней статья о партии включалась в гл. X, и положение о ней составляло часть ст. 126). Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной структуры. В конституциях сохранялась и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях.

Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья и др. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование. Конституция РСФСР 1978 года впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ Российской Федерации.

Конституция РСФСР вслед за Конституцией СССР весьма значительно изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 года в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала значительно более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Так, в разделе I «Основы общественного строя и политики» были выделены главы: «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества». Все это свидетельствовало о значительном расширении предмета конституционной регламентации, более совершенном уровне формирования государственно-правовых институтов.

Применительно к положениям Конституции РСФСР о ее федеративном устройстве можно отметить следующие новые моменты:

  • в Конституции не было предусмотрено утверждение органами РСФСР конституций АССР;
  • национальные округа были преобразованы в автономные и впервые перечислены;
  • повысился уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (указано, что их статус определяется законом РСФСР, а ранее предусматривалось Положение о них).

Конституция 1978 года впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством. Такова основная, но далеко не полная характеристика Конституции РСФСР 1978 года на первом этапе ее действия. В середине 80-х годов XX века предпринимались попытки провести в СССР крупномасштабные экономические и политические реформы, что нашло свое выражение в многочисленных поправках, внесенных в Конституцию СССР и в законодательство о выборах Советов народных депутатов. В этой связи были произведены существенные изменения действовавшей тогда Конституции РСФСР 1978 года.

В результате были учреждены Съезд народных депутатов РСФСР и подотчетный ему Верховный Совет РСФСР, Конституционный Суд РСФСР, исключено положение о руководящей роли КПСС, легализована частная собственность, изменена характеристика РСФСР как советского общенародного государства, введены посты Президента и Вице-президента РСФСР, Генерального прокурора РСФСР, реорганизована система местных органов государства, а также судебная система. Тем самым были созданы условия для принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, положившей начало третьему этапу конституционного развития России.

Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 году, шло по линии постепенного изменения, прежде всего, ее сущностных черт. Начавшийся процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества в правовой форме был ознаменован Законами РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятыми в 1989 году.

Этими законами существенно менялись система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет – постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.

В новом избирательном законе, хотя и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов (т.е. наличие в бюллетене не менее двух кандидатов), но открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых свободных выборах. Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов. В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции: постепенные изменения сущности Конституции; признание ее общедемократического характера, воплощение в ней воли всего народа.

Отметим нововведения Конституции, которые проводились поэтапно:

  • отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного, федеративного; отказ и от таких определений, как «социалистическая собственность», «социалистическая демократия», «социалистическая законность» и т.п.; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества;
  • устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;
  • признание приоритета прав человека и гражданина;
  • признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности; отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допущение свободы экономической деятельности;
  • постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления. Все названные и другие изменения Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности.

Так или иначе, вектор на обновление российского конституционного поля, наметившийся в конце 80-х годов XX века, предопределил трансформацию отчественного конституционализма и обусловил необходимость принятия конституции новой России. История сложилась так, что действующая ныне Конституция Российской Федерации быаи принята в уловиях острого внутриполитического кризиса в декабре 1993 года.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)