Понятие и система профилактики преступности
Значение профилактики (предупреждения преступлений) было понятно еще мыслителям античности и Нового времени. Чезаре Беккариа писал: «Лучше предупреждать преступления, чем карать за них». Это должно составлять цель правового государства в формировании законодательства и мерах, принимаемых по минимизации негативных последствий от преступности в целом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ (далее – ФЗ «Об основах системы профилактики») профилактика правонарушений (преступлений и административных правонарушений) – это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения. В теории криминологии система профилактики преступности включает в себя совокупность объектов, субъектов и содержание (формы и меры) профилактики.
Законодательно понятие системы профилактики предусмотрено ФЗ «Об основах системы профилактики», под ним понимается совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.
Таким образом, система профилактики включает:
- объекты профилактики;
- субъекты профилактики;
- формы и меры профилактического воздействия;
- мониторинг в сфере профилактики;
- координация деятельности в сфере профилактики.
Объектами профилактики преступности являются:
- причины преступлений и условия, способствующие совершению преступлений;
- негативные явления и процессы, способствующие совершению преступлений;
- лица с устойчивым противоправным поведением;
- юридические и физические лица, в отношении которых в соответствии с законодательством осуществляется контроль за соблюдением установленных правил, нормативов, стандартов;
- лица, замышляющие совершение преступления, осуществляющие приготовление к нему и покушение на преступление;
- лица, привлекаемые к ответственности, за совершение преступлений;
- лица с виктимным поведением (жертвы преступления).
Под субъектами профилактической деятельности понимают совокупность государственных и общественных органов, учреждений, предприятий и граждан, осуществляющих профилактику преступлений, обладающих соответствующими правами и обязанностями, несущими ответственность за результаты такой деятельности. Выделяют специализированные и неспециализированные субъекты профилактики преступности.
К специализированным субъектам относятся государственные и общественные организации, деятельность которых направлена непосредственно на борьбу с антиобщественными проявлениями и представляет единственную или одну из основных функций этих субъектов. Основным объединяющим их признаком является принадлежность к правоохранительным органам (органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, суды и др.).Неспециализированные субъекты – это субъекты, которые, решая самые различные задачи (как государственные, так и общественные), наряду с этим предупреждают антиобщественное поведение. Для таких субъектов предупреждение преступности не является основной и профилирующей задачей.
Согласно ст. 5 ФЗ «Об основах системы профилактики» к субъектам в системе профилактики преступности относятся:
- федеральные органы исполнительной власти;
органы прокуратуры Российской Федерации;
следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
органы местного самоуправления.
Указанные субъекты профилактики можно классифицировать на две группы:
- субъекты, входящие в систему правоохранительных органов (специализированные субъекты), деятельность которых непосредственно направлена на предупреждение административных правонарушений и преступлений;
- субъекты, не входящие в систему правоохранительных органов (общие субъекты), для которых профилактика преступности хотя и является, несомненно, важной задачей, но она не является профилирующей, т.е. определяющей основную цель функционирования. Причем эти общие субъекты могут, в свою очередь, быть подразделены на государственные (муниципальные) органы и учреждения и общественные институты, организации, СМИ и отдельных граждан, не входящие в систему органов публичной власти.
Формы профилактического воздействия в соответствии со ст. 17 ФЗ «Об основах системы профилактики»:
- правовое просвещение и правовое информирование;
- профилактическая беседа;
- объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;
- профилактический учет;
- внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;
- профилактический надзор;
- социальная адаптация;
- ресоциализация;
- социальная реабилитация;
- помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.
Мониторинг в сфере профилактике (ст. 2 ФЗ «Об основах системы профилактики») – это система наблюдений за состоянием профилактики правонарушений, анализ и прогнозирование причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также оценка эффективности деятельности субъектов профилактики правонарушений.
При этом координатором такого взаимодействия, которое гораздо шире «ведомственного правоохранительного», выступает специальная правительственная комиссия, организационно и технически входящая в состав МВД России.
- Российский конституционализм
- Органы внутренних дел РФ в системе профилактики преступности
- Виды, основные направления и содержание форм профилактики преступности
- Причины конкретного преступления
- Социально-психологические причины преступности
- Общесоциальные причины преступности
- Причины преступности, их классификация
- Типология и классификация лиц, совершивших преступления
- Криминологическая характеристика личности лица, совершившего преступление
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу