Понятие и система профилактики преступности

Значение профилактики (предупреждения преступлений) было понятно еще мыслителям античности и Нового времени. Чезаре Беккариа писал: «Лучше предупреждать преступления, чем карать за них». Это должно составлять цель правового государства в формировании законодательства и мерах, принимаемых по минимизации негативных последствий от преступности в целом.

Профилактика (предупреждение) преступности – это многоуровневая система целенаправленных государственных и общественных мер по выявлению, устранению, ослаблению и нейтрализации причин и условий преступности, отдельных видов преступлений, а также декриминализации лиц, совершивших преступление, и удержанию лиц, склонных к совершению преступлений от криминальных поступков.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ (далее – ФЗ «Об основах системы профилактики») профилактика правонарушений (преступлений и административных правонарушений) – это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения. В теории криминологии система профилактики преступности включает в себя совокупность объектов, субъектов и содержание (формы и меры) профилактики.

Законодательно понятие системы профилактики предусмотрено ФЗ «Об основах системы профилактики», под ним понимается совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.

Таким образом, система профилактики включает:

  • объекты профилактики;
  • субъекты профилактики;
  • формы и меры профилактического воздействия;
  • мониторинг в сфере профилактики;
  • координация деятельности в сфере профилактики.

Объектами профилактики преступности являются:

  • причины преступлений и условия, способствующие совершению преступлений;
  • негативные явления и процессы, способствующие совершению преступлений;
  • лица с устойчивым противоправным поведением;
  • юридические и физические лица, в отношении которых в соответствии с законодательством осуществляется контроль за соблюдением установленных правил, нормативов, стандартов;
  • лица, замышляющие совершение преступления, осуществляющие приготовление к нему и покушение на преступление;
  • лица, привлекаемые к ответственности, за совершение преступлений;
  • лица с виктимным поведением (жертвы преступления).

Под субъектами профилактической деятельности понимают совокупность государственных и общественных органов, учреждений, предприятий и граждан, осуществляющих профилактику преступлений, обладающих соответствующими правами и обязанностями, несущими ответственность за результаты такой деятельности. Выделяют специализированные и неспециализированные субъекты профилактики преступности.

К специализированным субъектам относятся государственные и общественные организации, деятельность которых направлена непосредственно на борьбу с антиобщественными проявлениями и представляет единственную или одну из основных функций этих субъектов. Основным объединяющим их признаком является принадлежность к правоохранительным органам (органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, суды и др.).

Неспециализированные субъекты – это субъекты, которые, решая самые различные задачи (как государственные, так и общественные), наряду с этим предупреждают антиобщественное поведение. Для таких субъектов предупреждение преступности не является основной и профилирующей задачей.

Согласно ст. 5 ФЗ «Об основах системы профилактики» к субъектам в системе профилактики преступности относятся:

  • федеральные органы исполнительной власти;
    органы прокуратуры Российской Федерации;
    следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;
    органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
    органы местного самоуправления.

Указанные субъекты профилактики можно классифицировать на две группы:

  • субъекты, входящие в систему правоохранительных органов (специализированные субъекты), деятельность которых непосредственно направлена на предупреждение административных правонарушений и преступлений;
  • субъекты, не входящие в систему правоохранительных органов (общие субъекты), для которых профилактика преступности хотя и является, несомненно, важной задачей, но она не является профилирующей, т.е. определяющей основную цель функционирования. Причем эти общие субъекты могут, в свою очередь, быть подразделены на государственные (муниципальные) органы и учреждения и общественные институты, организации, СМИ и отдельных граждан, не входящие в систему органов публичной власти.

Формы профилактического воздействия в соответствии со ст. 17 ФЗ «Об основах системы профилактики»:

  • правовое просвещение и правовое информирование;
  • профилактическая беседа;
  • объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;
  • профилактический учет;
  • внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;
  • профилактический надзор;
  • социальная адаптация;
  • ресоциализация;
  • социальная реабилитация;
  • помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Мониторинг в сфере профилактике (ст. 2 ФЗ «Об основах системы профилактики») – это система наблюдений за состоянием профилактики правонарушений, анализ и прогнозирование причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также оценка эффективности деятельности субъектов профилактики правонарушений.

Интересно
Координация деятельности в сфере профилактики преступности основана на взаимодействии специализированных (правоохранительные органы, такие как прокуратура, ФСБ, ФНС и др., причем координатором является Прокуратура России) и неспециализированных (государственные и муниципальные органы, не являющимися правоохранительными, и общественные организации, граждане и СМИ) субъектов профилактики.

При этом координатором такого взаимодействия, которое гораздо шире «ведомственного правоохранительного», выступает специальная правительственная комиссия, организационно и технически входящая в состав МВД России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)