Причины конкретного преступления

В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется взаимосвязь с личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.

Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения. Изучение существующей между ними взаимосвязи, а именно механизма индивидуального преступного поведения является важной криминологической задачей.

В общем виде причинами конкретного преступления являются антиобщественные свойства личности, прежде всего криминогенная мотивация. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий. К первой относятся те из них, которые формируют потребности, интересы, ценностные ориентации. Искажения и деформации в них образуют основу криминогенной мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы непосредственно относятся к процессу совершения преступления, создают криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.

Совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных нравственно-психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию.

На уровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются предпосылки, рассматриваемые как возможность совершения преступления конкретным лицом. На уровне конкретной ситуации сложившаяся у лица криминогенная мотивация реализуется в действительность.

Влияние конкретной жизненной ситуации на преступное поведение состоит в следующем:

  • она объективно ставит личность перед необходимостью выбора определенного варианта поведения (правомерного или преступного);
  • обуславливает содержание и форму избранного варианта поведения, раскрывает степень (уровень) готовности человека действовать определенным образом.

По времени существования различают следующие конкретные жизненные ситуации:

  • быстротечные (например, неожиданная ссора);
  • продолжительные, которые характеризуются определенной растянутостью во времени (например, конфликт на почве супружеской измены);
  • длящиеся, которые не просто растянуты во времени, а переходят в элемент образа жизни личности (например, длительные семейные ссоры).

С точки зрения объективного наличия или отсутствия криминогенных жизненных обстоятельств, выделяют криминогенные и некриминогенные проблемные ситуации. Криминогенные ситуации объективно способствуют совершению преступления, включают в себя провоцирующие моменты (например, конфликтное поведение потерпевшего). Некриминогенные ситуации включают в себя обстоятельства, которые либо нейтральны к совершенному преступлению, либо препятствуют, либо исключают его совершение.

По источнику формирования выделяют криминогенные ситуации:

  • связанные с личностью субъекта и его деятельностью (например, преступления совершаются на почве конфликта, порожденного систематическим пьянством преступника);
  • кладывающиеся независимо от субъекта (например, провоцирующее поведение потерпевшего);
  • смешанного характера.

Каждая из этих ситуаций характеризуется различной интенсивностью воздействия на личность, следовательно, нейтрализация этих ситуаций должна осуществляться различными способами. Под механизмом индивидуального преступного поведения необходимо понимать процесс взаимодействия факторов внешней среды (конкретной жизненной ситуации, повода и иных обстоятельств) с социальными, психологическими и биологическими свойствами и характеристиками личности (мотивация, принятия решения, выбор путей и средств и пр.), обуславливающий намерение и решимость лица совершить преступление и контролирующий его совершение.

Важную роль в изучении механизма преступного поведения играет и четкое определение звеньев (стадий) такого взаимодействия, таких как:

  • мотивация преступления;
  • планирование преступных действий;
  • совершение преступления;
  • посткриминальное поведение.

Первое звено характеризуется рождением мотивов преступного поведения, т.е. внутренних побуждений, вызывающих решимость совершить преступление, руководящих его совершением под воздействием конкретной жизненной ситуации.

Мотивы на этом этапе выполняют две функции:

  • отражательную, т.е. актуализируют потребности личности, возбуждают ее физическую или психическую энергию;
  • побудительно-регулятивную, т.е. формируют решение совершить преступление, порождают волю преступника, определяют содержание сформировавшихся воли и решения.

Второе звено характеризуется принятием решения (т.е. выбором варианта поведения) и планированием поведения (т.е. выбором варианта совершения преступления).

Это звено может быть деформировано следующими обстоятельствами, способствующими совершению преступления:

  • неверной оценкой виновным фактических обстоятельств;
  • недостаточным учетом нормативных требований;
  • искаженными ценностными ориентациями личности, противоречащими правовым нормам;
  • дефектами самоконтроля.

Третье звено характеризуется непосредственным совершением преступления, которое охватывает как преступное деяние, так и его последствие. Посткриминальное поведение характеризует поведение преступника после совершения преступления. Разновидностями такого поведения являются явка с повинной, деятельное раскаяние, сотрудничество с правосудием, сокрытие и уничтожение следов преступления, уклонение от ответственности и поведение при отбывании наказания.

Полный механизм индивидуального преступного поведения характерен для умышленных преступлений. В неосторожных преступления, как правило, отсутствует четко выраженная мотивация преступления и стадия планирования преступления.

Таким образом, механизм индивидуального преступного поведения складывается из следующих звеньев (стадий): мотивация (возникновение преступных намерений и принятие решения совершить преступление), планирование преступных действий, совершение преступления, посткриминальное поведение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)