Состав и взаимосвязь помещений магазина

Помещения, входящие в состав магазина, подразделяются на следующие основные группы:

  1. Торговые.
  2. Для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.
  3. Подсобные.
  4. Административно-бытовые.
  5. Технические.

Торговые помещения являются основными в магазине. К таким помещениям относятся:

  • торговые залы магазинов;
  • отдел заказов;
  • зал кафетерия;
  • помещения или площади дополнительного обслуживания покупателей (места отдыха покупателей, помещения для раскроя тканей и др.).

Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже также имеют большое значение для обеспечения бесперебойного торгово-технологического процесса в магазине.

В группу помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже входят следующие помещения:

  • разгрузочные;
  • приемочные;
  • кладовые, фасовочные, комплектовочные отдела заказов.

Подсобные помещения выполняют вспомогательную функцию в магазине, но при этом создают оптимальные условия для его работы.

К подсобным помещениям относятся:

  • помещения для хранения контейнеров и тары, упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды, уборочного инвентаря и моющих средств;
  • помещения для приема стеклянной тары от населения;
  • моечные;
  • мастерские для мелкого ремонта оборудования и инвентаря;
  • рекламно-декорационные мастерские;
  • экспедиции по доставке товаров на дом и др.

В группу административно-бытовых помещений входят:

  • помещения аппарата управления;
  • комната персонала;
  • помещения для приема пищи;
  • главная касса;
  • гардеробные;
  • душевые и др.

Состав технических помещений зависит от климатического района, в котором расположен магазин, а также уровня механизации, величины и товарного профиля магазина.

Технические помещения включают в себя:

  • машинные отделения охлаждаемых камер и лифтов;
  • вентиляционные камеры;
  • электрощитовую;
  • котельную;
  • тепловой узел;
  • камеру кондиционирования воздуха;
  • радиоузел.

Взаимное расположение основных групп помещений магазина должно быть таким, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими путями, исключались пересечения движения потоков товаров и покупателей.

При осуществлении планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

  1. Разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров.
  2. Помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, если товары поступают в таре-оборудовании.
  3. Помещения для хранения товаров не должны быть проходными, их размещают в непосредственной близости от помещений для подготовки товаров к продаже.
  4. Помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть связаны с соответствующими отделами торговых залов и располагаться на одном уровне.
  5. Служебные и бытовые помещения располагают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь между этой группой помещений и другими помещениями.
  6. Взаимное расположение служебных и бытовых помещений определяется их функциями (например, должна быть обеспечена связь между помещениями для отдыха и приема пищи).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)