Состав бухгалтерской финансовой отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность подразделяется на промежуточную и годовую в зависимости от периода, за который она представляется.

Отчетный период– это период, за который организация должна составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Отчетная дата – дата, по состоянию на которую организация должна составлять отчетность.

Отчетной датой для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности считается последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется и представляется за отчетный год. Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.

Для вновь созданных организаций первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря того же календарного года включительно.

В случае, если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной организации, произведена после 30 сентября, первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно.

Требования к составу годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности содержатся в приказе Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности» и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов РФ.

В состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности включаются:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения к ним, в том числе отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств;
  • пояснительная записка.

Некоммерческие организации помимо перечисленных форм представляют специальную отчетную форму – отчет о целевом использовании полученных средств. Бухгалтерский баланс в структуре отчетности организаций – наиболее важная форма отчета.

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья. Баланс состоит из двух частей: актива и пассива, итоговые значения которых должны быть равны между собой. В активе баланса отражается дебетовое сальдо, в пассиве – кредитовое сальдо синтетических счетов.

Остатки, сформированные на счетах на конец отчетного периода, вносят в форму из Главной книги. При журнально-ордерной форме учета, которая превалирует на сельскохозяйственных предприятиях, обороты по кредиту каждого счета записывают в Главную книгу только из журналов-ордеров.

Обороты по дебету отдельных счетов собирают в Главной книге из нескольких журналов-ордеров в разрезе корреспондирующих счетов.

Если сельскохозяйственное предприятие применяет мемориально-ордерную форму учета, то записи на счетах Главной книги осуществляют непосредственно по данным мемориальных ордеров.

При использовании на сельскохозяйственных предприятиях компьютерных бухгалтерских программ данные в Главную книгу заносятся из регистров, которые формирует компьютер в зависимости от программы.

Бухгалтерский баланс отражает состав имущества организации (актив баланса) и источники формирования этого имущества (пассив баланса) на конкретную дату.

Актив баланса состоит из двух разделов: I «Внеоборотные активы» и II «Оборотные активы»;пассив баланса – из трех разделов: III «Капитал и резервы», IV «Долгосрочные обязательства» и V «Краткосрочные обязательства».

В первом разделе I «Внеоборотные активы» представлены следующие группы статей: нематериальные активы; результаты исследований и разработок; нематериальные и материальные поисковые активы; основные средства; доходные вложения в материальные ценности; долгосрочные финансовые вложения; отложенные налоговые активы; прочие внеоборотные активы.

Раздел II «Оборотные активы» включает следующие группы статей:

  • запасы;
  • налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;
  • дебиторская задолженность;
  • краткосрочные финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов);
  • денежные средства и денежные эквиваленты;
  • прочие оборотные активы.

Раздел III «Капитал и резервы» пассива баланса объединяет долгосрочные источники организации: уставный капитал; собственные акции, выкупленные у акционеров; добавочный капитал; резервный капитал; нераспределенную прибыль (непокрытый убыток).

Раздел IV «Долгосрочные обязательства» представлен следующей информацией: займы и кредиты; отложенные налоговые обязательства; оценочные обязательства; прочие долгосрочные обязательства.

Раздел V «Краткосрочные обязательства» объединяет суммы следующим образом: займы и кредиты; кредиторская задолженность; доходы будущих периодов; оценочные обязательства; прочие краткосрочные обязательства.

Отчет о финансовых результатах в отличие от баланса, представляющего собой «моментальную фотографию» имущества организации и источников его формирования, предназначен для характеристики финансовых результатов деятельности.

В отчете о финансовых результатах отражаются доходы и расходы организации с подразделением на следующие группы:

  • доходы и расходы от обычных видов деятельности;
  • прочие доходы и расходы.

Также в отчете о финансовых результатах отражаются показатели прибыли (убытка):

  • валовая прибыль (убыток);
  • прибыль (убыток) от продаж;
  • прибыль (убыток) до налогообложения;
  • чистая прибыль (убыток) организации (за минусом величины налога на прибыль, единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога);
  • совокупный финансовый результат периода.

Отчет об изменениях капитала содержит данные о состоянии и движении собственного капитала организации, целевом финансировании и целевых поступлениях, резервах предстоящих расходов и платежей и оценочных резервах.

Отчет об изменениях капитала включает следующие разделы:

  1. Движение капитала;
  2. Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок;
  3. Чистые активы.

Отчет о движении денежных средств отражает показатели движения денежных средств по трем видам деятельности организации: текущей (операционной), инвестиционной и финансовой.

В положении по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011), утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 2 февраля 2011 г. №11н, разъяснено, что для целей составления отчета:

  • под текущей деятельностью понимается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством и реализацией промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, оказанием услуг и др.;
  • под инвестиционной деятельностью понимается деятельность организации, связанная с приобретением и продажей земли, недвижимости, нематериальных и других внеоборотных активов; осуществлением собственного строительства; осуществлением финансовых вложений;
  • под финансовой деятельностью понимается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления займов).

Каждый раздел формы отчета о движении денежных средств завершается строками, представляющими сальдо на конец отчетного периода и включающими суммы чистых денежных средств, полученных в результате всех трех видов деятельности, остающихся на балансе организации.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах заполняют на основании регистров бухгалтерского учета: журналов-ордеров, ведомостей, оборотных ведомостей и других. При составлении этой формы требуются данные не только синтетического, но и аналитического учета.

Информация этой формы дополняет данные бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, раскрывает их содержание и позволяет провести более детальный анализ финансового состояния организации и финансовых результатов ее деятельности.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах состоят из следующих разделов:

  1. Нематериальные активы и расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.
  2. Основные средства.
  3. Финансовые вложения.
  4. Запасы.
  5. Дебиторская и кредиторская задолженность.
  6. Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат).
  7. Резервы под условные обязательства.
  8. Обеспечение обязательств.
  9. Государственная помощь.

Пояснительная записка составляется в произвольной форме, обычно текстовой. В ней могут быть указаны самые разнообразные данные, которые, по мнению главного бухгалтера предприятия, влияют на принятие решений пользователями отчетности.

Информация, представленная в пояснительной записке к годовому отчету, может содержать данные о деловой активности, учредителях и руководстве предприятия, причинах возникновения прибылей или убытков за текущий период, появления задолженности; могут быть приведены расшифровки отдельных статей баланса и других форм отчетности.

Кроме того, вероятно включение некоторых данных небольшого экспресс-анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выводы по результатам анализа.

Отчет о целевом использовании полученных средств составляют некоммерческие организации, чтобы показать расходование средств, поступающих в счет целевого финансирования, для обеспечения выполнения задач, поставленных перед такими организациями.

Годовой отчет сельскохозяйственных предприятий существенно отличается от отчетности прочих организаций.

Он включает в себя кроме указанных форм специализированные формы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Министерством сельского хозяйства РФ:

  • форму №5-АПК «Отчет о численности и заработной плате работников организации»;
  • форму №6-АПК «Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса»;
  • форму №8-АПК «Отчет о затратах на основное производство»;
  • форму №9-АПК «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства»;
  • форму №10-АПК «Отчет о средствах целевого финансирования»;
  • форму №13-АПК «Отчет о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства»;
  • форму №15-АПК «Отчет о наличии животных»;
  • форму №16-АПК «Баланс продукции»;
  • форму №17-АПК «Отчет о сельскохозяйственной технике и энергетике».

Также сельскохозяйственные организации сдают в органы Госкомстата РФ текущую и годовую статистическую отчетность.

Малые предприятия представляют годовую бухгалтерскую (финансовой) отчетность в приведенном объеме только в случае, если у них приняты к учету показатели, изменяющие суммы собственного капитала и денежных средств, а также если они обязаны проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности.

Все прочие субъекты малого предпринимательства имеют право представлять в составе годового отчета только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством РФ; нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета; договорами,учредительными документами экономического субъекта; решениями собственника экономического субъекта.

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода (первый квартал, первое полугодие, девять месяцев), за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

Первым отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

В состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности включаются бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)