Согласование ходатайства о награждении

Наградное производство зачастую предполагает не только возбуждение ходатайства о награждении, но и его согласование с различными общественными или официальными институтами.

Стадия согласования является факультативной, она появляется в наградном производстве по мере увеличения значимости испрашиваемых наград, поскольку позитивная оценка деяний и биографии награждаемого лица в этом случае должны быть широко известны и требуют более масштабного подтверждения.

Поэтому на стадии согласования ходатайства о награждении решаются две задачи:

  • выражение мнения относительно заслуг и личности награждаемого лица;
  • формирование более адекватной публичной оценки социальной значимости заслуг и социальной ориентированности личности награждаемого лица.

В конкурсном наградном производстве стадия согласования ходатайства о награждении отсутствует. Это связано с тем, что, во-первых, в конкурсе оцениваются, как правило, единичные достижения, во-вторых, инициатором наградного производства (представляющей инстанцией) является гражданин или коллегиальный орган с высоким авторитетом и, в-третьих, в рамках предварительного рассмотрения представления к награде наградные материалы принято направлять на экспертную оценку.

Таким образом, в конкурсном наградном производстве адекватность заявленных заслуг испрашиваемой награде обеспечивается не только многочисленностью участников производства, что приоритетно в индивидуальном наградном производстве, но также их специализацией.

Особенной чертой стадии согласования является то, что она может быть неоднократной, то есть повторяться более одного раза подряд, но с участием различных согласующих инстанций. В случае множественности согласований последовательность процессуальных действий данной стадии реплицируется.

Если перечень согласующих инстанций не установлен в нормативном порядке, инициатор награждения может по своему усмотрению с учетом обычной наградной практики направлять наградные материалы на согласование последовательно нескольким согласительным инстанциям, каждая из которых после согласования или отказа в согласовании направляет результат согласительной процедуры с наградными материалами обратно инициатору награждения.

Согласующими инстанциями выступают:

  • в случае возбуждения ходатайства сторонней организацией – организация, в которой награждаемое лицо работает на постоянной основе;
  • организации, подобные инициатору награждения по своему месту в системе публичного управления, занятые деятельностью в сфере заслуг награждаемого лица (например, другие образовательные или научные учреждения, поддерживающие ходатайство о награждении научно-педагогического работника);
  • организации, выполняющие координирующие или другие управленческие функции по профилю заслуг испрашиваемой награды (отраслевые органы публичной власти, профессиональные объединения, творческие союзы, государственные академии наук, самоуправляемые организации и прочие);
  • в случае награждения государственными наградами и наградами высших органов государственной власти – органы публичной власти (должностные лица) общей компетенции нижестоящих уровней.

Случается, что законодательством определяются обязательные согласующие инстанции для частных случаев: например, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации в обязательном порядке дает заключение по вопросу представления судьи к награждению государственной наградой Российской Федерации.

Иногда в наградном законодательстве содержится обязательный перечень согласующих инстанций. В таком случае инициатор награждения может по своему усмотрению с учетом сложившейся наградной практики согласовать ходатайство о награждении (наградной лист) сначала в необязательных согласующих инстанциях, после чего представить ходатайство в обязательные согласующие инстанции.

Более того, если согласование ходатайства о награждении производится по нормативно определенной властной вертикали, то обычно предусматривается самостоятельное направление успешно согласованных наградных материалов каждой из согласующих инстанций, предписанных наградным производством, в следующую обязательную инстанцию – либо для дальнейшего согласования, либо для внесения представления к награде. Таким способом обычно строится порядок согласования ходатайств о награждении государственными наградами.

Порядок согласования может быть единоличным, но обычно основан на коллегиальных началах и имеет сходство с процедурой возбуждения ходатайства о награждении.

В последнем случае согласование дается либо на собрании (конференции) коллектива, либо на заседании коллегиального органа управления (совета, президиума, коллегии и т.п.).

На стадии согласования в наградном производстве выступает единственный участник наградного производства – согласующая инстанция, которая совершает следующие процессуальные действия:

  • дает оценку личности и заслугам награждаемого лица, а также, в случае коллегиального рассмотрения вопроса на собрании коллектива или на заседании коллегиального органа, оформляет протокол собрания (заседания);
  • возвращает результат согласования и наградные материалы инициатору награждения, а если согласование производила обязательная согласующая инстанция, то направляет согласование с наградными материалами в следующую обязательную инстанцию (согласующую или представляющую).

На стадии согласования не принято собирать дополнительные материалы на награждаемое лицо, а также не допускается изменение вида и степени испрашиваемой награды.

Срок согласования устанавливается редко, хотя известны и такие нормы в наградном законодательстве: например, для согласования наградного листа воинскими начальниками в Вооруженных Силах Российской Федерации установлен 7-дневный срок.

Но обычно срок согласования не определяется нормативно, поскольку согласование нередко производится на коллегиальных началах и может потребовать соблюдения регламента работы согласующей инстанции.

Впрочем, в наградной практике принято рассматривать вопрос о согласовании ходатайства о награждении на ближайшем заседании коллегиального органа, а если согласование производится органом или собранием, действующим нерегулярно или со значительными перерывами, то для согласования ходатайства о награждении может быть созвано внеочередное собрание (заседание).

Мнение согласующей инстанции оформляется согласованием или отказом в согласовании кандидатуры. Исполняется согласование в виде отдельного документа, а если перечень согласующих инстанций предписан наградным законодательством, может принимать форму надписи-согласования в соответствующей строке наградного листа.

Содержание отдельного документа-согласования ограничивается указанием бланковых реквизитов согласующей инстанции, даты согласования и результата рассмотрения наградного вопроса (согласована или не согласована кандидатура награждаемого лица).

Отказ в согласовании принято кратко мотивировать недостаточностью заслуг, нецелесообразностью награждения испрашиваемой наградой, несоответствием заявленных заслуг или личности награждаемого статутной наградной норме, а также иными причинами. Об отказе в согласовании сообщается инициатору награждения с возвратом наградных материалов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)