Содержание сферы малого бизнеса

Малый бизнес — изначальная форма развития предпринимательства и базовое направление оздоровления национальной экономики. Именно малый бизнес, реализуя многообразные услуги на всех стадиях воспроизводственного процесса, служит ключевым фактором экономического роста.

Мировой опыт подтверждает значимость малого бизнеса в создании конкурентной среды, способствующей формированию мотивационных механизмов к инвестированию, совершенствованию финансовокредитных рычагов. Современные российские аналитики свидетельствуют о том, что негосударственный сектор сферы малого бизнеса демонстрирует
очевидные преимущества в качестве коммерческих услуг, обеспечивает восстановление промышленного потенциала, снижение уровня безработицы, повышение безопасности производства, потребления и жизнедеятельности.

Представители малого бизнеса по-новому оценивают собственную деятельность с позиции социально-корпоративной ответственности за результаты труда перед обществом. При этом отставание России от развитых стран по занимаемой доле малого бизнеса в валовом национальном продукте (всего 10—14%), а также по динамике его развития служит серьезным дополнительным стимулом к глубокому анализу складывающейся ситуации и поиску уникальных управленческих решений в сфере маркетинга малого бизнеса.

Возрождение России невозможно без пристального изучения особенностей маркетинга в сфере малого бизнеса в тесной увязке с элементами рыночного механизма, его принципами, функциями.
Для того чтобы разобраться в концептуальных подходах к содержанию маркетинга, его стратегии, тактики, необходимо преодолеть маркетинговую неграмотность и освоить на практике закономерности, формы и методы рыночного управления в отраслях сферы малого
бизнеса. Решение этой задачи требует использования соответствующего понятийного аппарата.

Маркетинг — центральная функция управления малым бизнесом, так как его целью является определение потребности покупателей и мобилизация ресурсов фирмы для удовлетворения этих потребностей. По мере обострения конкуренции в условиях глобализации экономики значение концептуализации маркетинга усиливается. Рынок — комплексная система коммерческих связей между покупателями и продавцами, функционирующая в целях совершения обмена товара на деньги. Рынок имеет богатую структуру построения.

Эта сложная структура включает в себя совокупность различных рынков, их видов, подвидов, элементов и факторов, характеризующих степень развития рыночных отношений. Каждый рынок в отдельности отличает собственная специфика в зависимости от объекта, территории, соответствия законодательству, уровня регулирования, насыщения товарами, степени корпоративной ответственности перед партнерами.

Отрасль — совокупность предприятий, конкурирующих между собой за потребителя в силу наличия общих свойств у выпускаемой ими продукции или оказываемых услуг^. Сфера малого бизнеса — система взаимодействия субъектов малого предпринимательства и развитой инфраструктуры. Сфера малого бизнеса страны стала зарождаться с 26 августа 1988 г., когда
был принят Закон СССР «О кооперации».

Этим Законом были созданы привилегированные условия одной форме собственности, а именно: отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов. Все это привело к оттоку квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы.

В этом же году (6 июня 1988 г.) было принято положение «Об организации деятельности малых предприятий» (Протокол № 6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР). Утверждением этого положения был введен упрощенный порядок создания и реглстрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода. Началось создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны.

4 июня 1990 г. принят Закон «О предприятии в СССР», в котором было объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности, что обеспечило рост числа предприятий различных форм собственности.

в этом же году (8 июля 1990 г.) Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» были определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др.

18 июня 1991 г. было принято постановление Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий», которым определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России. В этом же году (27 декабря 1991 г.) Законом «О налоге на прибыль предприятий и организаций» определены дополнительные льготы для малых предприятий, чем усилена государственная поддержка
малого бизнеса.

В 1993 г. было опубликовано постановление Совета Министров — Правительства РФ от И мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации ». В этом постановлении указано, что государственная поддержка малого предпринимательства — одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства.

В целях развития в России предприятий малого бизнеса постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 создан «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-
технической сфере» (создание малых наукоемких фирм инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.). Поощряется конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным, наукоемким проектам малого бизнеса.

В 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ. Законом были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки предпринимательства.

В их числе:
• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
• создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансов, материально- технических и информационных ресурсов, а также научно- технических разработок и технологий;
• установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления государственной
статистической и бухгалтерской отчетности;
• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их годовым, научно-техническим, информационным и производственным
связям с зарубежными государствами;
• организация подготовки, переподготовки и повышен Р1Я квалификации
кадров для малых предприятий.

Теория и хозяйственная практика вьщеляют в первую очередь производственную инфраструктуру как комплекс отраслей и сфер, обслуживающих
малые предприятия и способствующих их развитию:

транспорт и транспортное хозяйство в целом, связь, линии электропередачи, материально-техническое снабжение и сбыт, объекты, обеспечивающие бесперебойное функционирование нефте- и газопроводов, рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей
среды.

Вьщеляется также социальная инфраструктура, в которую входят сферы деятельности, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы и нормальную жизнедеятельность людей: жилье и коммунальное хозяйство в целом; здравоохранение; образование; гостиничное хозяйство;
общественное питание и т.п.

В свою очередь социальная сфера должна иметь свое инфраструктурное обеспечение, равно как
и градостроительство, наука, культура, спортивная деятельность и
другие сферы жизни людей.
Рынок диктует необходимость развития важнейших элементов его инфраструктуры, таких, как:

• разветвленная банковская система, обеспечивающая современный финансово-кредитный и расчетный механизм, бесперебойное денежное обращение в стране;

• эффективно работающие специализированная биржевая и аукционная системы, обеспечивающие рыночные котировки и биржевой оборот различной товарно-сырьевой продукции, ценных бумаг, куплю-продажу недвижимости, валютных средств, вовлечение в хозяйственный оборот трудовых и других ресурсов;

• широко разветвленные закупочно-заготовительная, контрактная и торгово-коммерческая системы, обеспечивающие небиржевой оптовый и розничный товарооборот;

• надежная страховая система, обеспечивающая страхование не только жизни, имущества и капитала, но и различных коммерческих рисков на всех стадиях рыночного оборота;

• четко организованная налоговая система, определяющая взаимоотношения всех субъектов рынка (юридических и физических лиц) с государственным бюджетом и стимулирующая развитие и повышение эффективности их производственной и хозяйственной деятельности;

• налаженная современная информационно-аналитическая система, включая современные специальные информационные каналы связи и другие средства коммуникации;

• гибкая, легко адаптирующаяся к рыночным изменениям система паблик рилейшнз с ее механизмами, формами и методами;

• правовая система, без которой нормальный рынок просто не сможет существовать, а также судебно-арбитражные структуры.

Важнейшей составной частью инфраструктуры любой национальной экономики является сфера товарного обращения. Товарное обращение средств производства — важный фактор эффективности рыночного механизма, так как через эту сферу в России проходит
более 2/3 всего товарооборота.

В сфере товарного обращения происходит реальная оценка результатов деятельности каждого предприятия. В ней через механизм спроса и предложения, т.е. через фактическую реализацию, проходят свою проверку созданные потребительные стоимости с точки зрения их соответствия общественной и индивидуальной потребности и цены на товары с позиции их конкурентоспособности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)