Содержание и особенности государственного управления в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью

Понятие «государственное управление» нормативно не закреплено ни в тексте Конституции Российской Федерации, ни в нормативных правовых актах России, регламентирующих вопросы реализации государственной власти.

Одновременно термин «государственное управление» нередко используется в законодательстве, в отечественной и зарубежной научной литературе. А также данный термин употребляется в нормативных правовых актах зарубежных стран.

Несмотря на определенные различия в точках зрения, многие ученые административисты при определении понятия государственного управления отмечают его организующий, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер. Эта деятельность осуществляется государством и его специальными органами (их должностными лицами) и направлена на реализацию задач и функций государства.

Ю. Н. Старилов под государственным управлением понимает «целенаправленную организующую, подзаконную, исполнительно-распорядительную и регулирующую деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства».

В теории административного права существует два подхода к определению сущности государственного управления: в широком и узком смысле.

При первом подходе под государственным управлением Ю. Н. Стариловым понимается «регулирующая деятельность государства в целом», а при втором – «административная деятельность, т. е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне, как Российской Федерации, так и ее субъектов».

Н. М. Добрынин рассматривает государственное управление в виде «целенаправленного организующе-регулирующего воздействия государства на общественные процессы, отношения и деятельность людей с целью проведения государственной политики».

По мнению К. В. Черкасова, «государственное управление не является содержанием всей государственно-властной деятельности государственных органов, а осуществляется лишь с целью организовать надлежащую работу аппарата государственного органа, позволяющую реализовать этому органу принадлежащие ему функции для достижения поставленных перед ним задач».

Г. В. Атаманчук считает, что государственное управление – это «практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур, главным образом государственного аппарата, государственных органов) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу».

Указанный подход передает, на наш взгляд, более правильное понимание сущности государственного управления через понятие «воздействие».

Независимо от многообразных пониманий сущности государственного управления можно утверждать, что субъектом его выступает государство, а объектом являются общественные отношения в различных сферах.

Интересно
Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что государственное управление в сфере обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности – это целеполагающее, практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественные отношения в указанных сферах, реализуемое через специально созданные государственные органы.

По устоявшемуся мнению любая система управления, в том числе и государственного, состоит из субъекта и объекта управления, системы прямых и обратных связей между ними.

В указанной системе управления государство выступает субъектом управления, делегирующим Министерству внутренних дел Росси-ской Федерации осуществление большого количества правоохранительных функций. МВД России для исполнения отмеченных функций государством наделено надлежащими полномочиями, которые изложены в положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

Граждане, группы, коллективы людей, должностные лица, государственные органы выступают в качестве объектов управления, обязанных выполнять команду, полученную от субъекта управления (прямая связь), и отчитаться в ее выполнении (обратная связь).

Для государственного управления в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью характерны те же черты и принципы, как и для всей системы государственного управления. В то же время при их исполнении возникает определенная специфика, которая определяется особенностями общественных отношений в данной сфере, ее правоохранительным характером, целями и содержанием управления.

Так, представители власти выступают как субъекты управления, которые имеют право в пределах своей компетенции отдавать приказания, обязательные для осуществления объектами управления. Для реализации своих полномочий они наделены правом применения мер административного принуждения.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)