Содержание и организация учебной практики «летний учебный сбор»

В соответствии с положениями государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности: 1 – 03 02 01 «Физическая культура» летний учебный сбор (учебная практика) является частью профессиональной подготовки специалистов и выступает как одно из средств формирования знаний, умений и навыков, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности будущих специалистов. В структуре профессиональной подготовки данная практика занимает место в разделе цикла дисциплин специализации.

Учебная практика является не только средством формирования учебных умений и навыков, но и средством развития познавательной и творческой активности будущего специалиста, диагностики уровня его профессиональной направленности и подготовленности, закрепления и углубления теоретических знаний.

Содержание учебной практики определяется задачей создания мотивационно-ценностного отношения к предстоящей педагогической деятельности, осознания необходимости самообразования и самоподготовки к практической работе.

Данная практика логически взаимосвязана и базируется на освоении студентами педагогических дисциплин учебного плана. Основным направлением деятельности является самостоятельная работа студентов согласно программе практики.

Самостоятельная работа студента-практиканта заключается в подготовке к осуществлению самостоятельной практической деятельности и работе над текущей документацией: разработке документов планирования учебной работы, написании конспектов мероприятий, оформлении протоколов соревнований.

Выполнение самостоятельной работы студентов осуществляется в форме записей в дневнике; проведении учебно-тренировочных занятий, спортивно- массовых мероприятий, проведении соревнований, ознакомлении с методикой судейства.

Структура учебной практики «Летний учебный сбор» имеет поэтапный характер. В качестве основных выделены два этапа практики: первый для студентов I курса; второй для студентов II курса. Для каждого из этих этапов определен комплекс взаимосвязанных задач, усложняющихся от курса к курсу с учетом предполагаемой динамики профессионального становления студентов.

Внутри каждого из основных этапов выделены дидактические единицы учебной практики, различаемые по календарным срокам и содержанию деятельности практикантов, ориентированные на специфику содержания конкретных разделов учебного плана специальности («Спортивные и подвижные игры и методика преподавания», «Легкая атлетика и методика преподавания»).

Учебная практика «Летний учебный сбор» обеспечивает преемственность задач подготовки к будущей профессии, что достигается последовательным углублением содержания по каждому разделу работы и повышением требований к качеству ее выполнения.

На первом курсе деятельность студентов носит в основном ознакомительный характер.
Студенты знакомятся с условиями и особенностями прохождения практики, уделяя главное внимание планированию и проведению учебно- тренировочных занятий с элементами спортивных игр, учебно- тренировочных занятий по легкой атлетике, составлению положения и программы соревнований по легкой атлетике и спортивным играм непосредственно под руководством методиста.

На втором курсе содержание деятельности студентов в ходе летнего учебного сбора максимально приближено к реалиям профессиональной деятельности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта.

Оно включает в себя четыре составные части:

  • в рамках учебной практики студенты проводят занятия по спортивным и подвижным играм;
  • участвуют в соревнованиях среди учебных групп по баскетболу, футболу и волейболу;
  • проводят занятия по легкой атлетике;
  • закрепляют правила судейства соревнований по видам спорта в условиях летнего учебного сбора.

Главное внимание на этом этапе уделяется обучению студентов самостоятельному проведению спортивно-массовых мероприятий, занятий по спортивным и подвижным играм, легкой атлетике, анализу выполняемой работы в роли педагога-практиканта.

Летний учебный сбор студентов 1 и 2 курсов проводится в течение учебного года, согласно утвержденному расписанию. Продолжительность практики для каждого курса – 2 недели. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 72 часа.

Студент-практикант имеет следующие права:

  • обращаться за консультацией по всем вопросам, возникающим в ходе практики, к руководителям практики, администрации учреждения;
  • пользоваться научной и научно-методической литературой, иметь доступ к открытым нормативно-законодательным актам и другим документам, необходимым для выполнения заданий практики;
  • обращаться за методической помощью к факультетскому руководителю и преподавателю-методисту;
  • выступать с результатами, полученными в ходе практики, на студенческих конференциях;
  • вносить предложения о совершенствовании организации практики в учреждениях и на факультете;
    творчески выполнять любое задание;
  • на продление сроков прохождения практики по уважительной причине (болезнь, академический отпуск, семейные обстоятельства).

В обязанности студента входит:

  • выполнять распоряжения администрации и руководителей практик;
  • находиться в образовательном учреждении ежедневно не менее 6 часов, согласно графика, установленного в соответствии с программой практики;
  • систематически вести «Дневник» педагогических наблюдений, подробно фиксируя, анализируя и оценивая собственные действия и действия коллег-практикантов;
  • своевременно заполнять и сдавать документацию в день, установленный руководителем практики факультета;
  • присутствовать на установочной и заключительной конференции;
  • своевременно и качественно выполнять все виды работ, предусмотренных программой практики;
  • активно участвовать в просмотре, анализе и оценке проводимых другими практикантами физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий; участвовать в информационно – методическом семинаре, проводимом руководителем практики.

В случае невыполнения требований, предъявленных к студенту- практиканту, он может быть отстранен от практики. По окончании практики, студенты, в установленный срок, предусмотренный графиком учебного процесса, сдают на проверку отчетную документацию. В процессе прохождения учебной практики в условиях летнего учебного сбора, студенты должны

знать:

  • правила безопасности проведения учебно-тренировочных занятий по видам спорта;
  • формы организации и особенности занятий по легкой атлетике, спортивным и подвижным играм во внеучебное время;
  • особенности содержания и методику проведения подвижных игр;
  • правила проведения спортивных игр и методику судейства;

уметь:

  • разрабатывать документы планирования в соответствии с возрастом детей, состояния их здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности;
  • формировать стремление к повышению профессионального мастерства, потребность в профессиональном самосовершенствовании, самообразовании и самовоспитании.
  • организовывать, проводить и осуществлять судейство соревнований и спортивно-массовых мероприятий;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий;

Для оценки результатов практики используются следующие
методы:

  • анализ документации студентов по практике;
  • наблюдение за студентами в процессе практики и анализ качества отдельных видов работы студентов, самооценка студентами степени своей подготовленности к практической деятельности, анализ качества работы студентов на проводимых ими занятиях, мероприятиях;
  • анкетирование, тестирование студентов.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)