Планирование физкультурно-оздоровительной работы в летних лагерях

Еще до приезда детей в оздоровительный лагерь надо совместно с врачом, составить примерный план физического воспитания как один из разделов общего плана воспитательной работы на каждую смену и на весь сезон.

На его основе составляют календарный план физкультурно-спортивной работы в лагере на каждую смену, план-график отрядных часов физической культуры, утренней гигиенической гимнастики, отрядных спартакиад, финальной части общелагерной спартакиады, дней здоровья, бегуна, прыгуна, метателя, первенства лагеря по футболу, волейболу, баскетболу, другим спортивным и подвижным играм.

Планируют также отрядные походы, прогулки, туристский слет, физкультурно-спортивные праздники. В дальнейшем, по мере надобности, с учетом желаний ребят, капризов погоды и других обстоятельств, все вышеперечисленные планы, графики, расписания, положения корректируются.

При составлении плана надо иметь в виду следующее:

  • Во-первых, обязательно нужно учесть сложившиеся в лагере спортивные традиции. Это не исключает привнесения в план чего-то нового, не проводившегося в лагере. Наоборот, новое мероприятие следует приветствовать, оно разнообразит содержание занятий физическими упражнениями.
  • Во-вторых, в плане должна быть предусмотрена оптимальная последовательность проведения физкультурно-спортивных мероприятий – в звене, отряде, лагере. Здесь очень важно, чтобы подготовка к каждому мероприятию, в том числе и неспортивному, и его проведение не совпадали по времени.
  • В-третьих, необходимо сделать так, чтобы каждое мероприятие было продолжением предыдущего и являлось подготовкой к последующему.
  • В-четвертых, в плане должны быть указаны сроки проведения каждого мероприятия и ответственные за отдельные его положения.

У педагога физического воспитания обязательно должен быть отдельный план работы на смену и на каждый день. Такой план условно можно назвать «Что, где, когда». Здесь отмечают разные мелочи, например: «Проинструктировать физоргов отряда по проведению утренней гимнастики», «Зашить футбольный мяч».

Содержание плана может быть примерно таким:

I. Организационная работа.

До приезда в оздоровительное учреждение

  1. Проверить и подготовить материально-техническую базу в лагере для работы по физическому воспитанию.
  2. Разработать план физкультурно-оздоровительной спортивно-массовой работы, календарный план физкультурно-спортивных мероприятий, положение об общелагерной спартакиаде план-график отрядных часов физической культуры, физкультурно-спортивных праздников, график-расписание пользования бассейном.
  3. Провести семинар с членами педагогического коллектива по организации отрядных, общелагерных физкультурных и оздоровительных мероприятий.
  4. Разработать и размножить (для отрядов) правила получения, сдачи и хранения спортивного инвентаря и оборудования в масштабе лагеря, отряда, звена. Составить график эксплуатации спортивных площадок, бассейна и других спортивных сооружений.
  5. Составить план-расписание совместных физкультурных мероприятий с соседними лагерями.
  6. Составить примерный план мероприятий в отрядах на случай плохой погоды.
  7. Заготовить грамоты, ленты чемпионов, протоколы, плакаты, видеоматериалы, схемы, поздравительные открытки, бумагу, краски, клей и др.

В детском оздоровительном лагере, сразу после заезда детей.

  1. На вечере «Давайте познакомимся» рассказать ребятам о примерном плане физкультурно-спортивных мероприятий. Выявить ребят – активистов физической культуры, спортсменов. Предложить план организационных мероприятий в отрядах по физической культуре и спорту.
  2. Провести выборы физоргов отрядов.
  3. Провести сбор физоргов отрядов. Выборы председателя совета физоргов и его заместителя. Обсуждение планов работы по физическому воспитанию с учетом желаний ребят.
  4. Провести совещание физоргов отрядов (в дальнейшем – раз в неделю и по необходимости) о ходе выполнения плана работы и организации предстоящих физкультурно-спортивных мероприятий.
  5. Выбрать редколлегию общелагерной газеты «На старт!».
  6. Провести итоговое собрание физкультурного актива и итоговую линейку по подведению итогов физкультурно-спортивной работы за смену, наградить активистов, судей, чемпионов лагеря, лучших вожатых.

II. Оздоровительная работа.

  1. Составить списки детей, отнесенных по состоянию здоровья к основной, подготовительной и специальной группам.
  2. Составить план-расписание занятий c детьми, отнесенными, к специальной и подготовительной группам.
  3. Составить график проведения утренней гигиенической гимнастики в масштабе лагеря и в отрядах. Составить комплексы физических упражнений утренней гигиенической гимнастики и варианты зарядки с использованием прогулок в лес, купания, танцев и кроссового бега.
  4. Провести цикл бесед: о роли утренней гигиенической гимнастики, о роли физических упражнений для здоровья в условиях загородного лагеря, о роли режима жизни в лагере, о физических нагрузках и их влиянии на здоровье и пр.
  5. Провести праздник «День здоровья».

III. Физкультурно-спортивная работа.

  1. Проводить ежедневные отрядные часы физической культуры.
  2. Проводить занятия кружков, секций по видам спорта, выбранным ребятам.
  3. Провести отрядные спартакиады.
  4. Провести вечер встречи с ветеранами спорта.
  5. Организовать демонстрацию в отрядах видеофильмов на спортивные темы (не менее двух раз в неделю).
  6. Провести спортивную викторину «Три С» (сила, смелость, сноровка).

IV. Хозяйственная работа.

  1. Провести инвентаризацию спортивного оборудования, спортивного инвентаря, получить его и разместить в специальном помещении.
  2. Распределить спортивный инвентарь по отрядам.
  3. Проводить текущий ремонт спортивного оборудования и спортинвентаря).
  4. Закрепить за отрядами спортивные площадки и места занятий спортивными и подвижными играми.
  5. Провести первенства лагеря по футболу, волейболу (пионерболу), мини-баскетболу, настольному теннису, бадминтону, городкам, шахматам, шашкам (для умеющих играть).
  6. Провести общелагерный смотр походной песни.
  7. Провести отрядные игры на местности и одну общелагерную игру.
  8. Провести в отрядах и в масштабе лагеря конкурсы «Весёлые старты».
  9. Провести спортивный вечер, посвященный окончанию смены.
  10. Провести товарищеские встречи со сборными командами соседних лагерей по видам спорта (по договоренности).

V. Агитационно-пропагандистская работа.

  1. Провести на сборе «Давайте познакомимся» беседу «О роли физкультуры и спорта в жизни ребенка».
  2. Оформить лагерный стенд «Спортивная жизнь лагеря».
  3. Оформить плакатами, лозунгами, наглядной информацией по физической культуре стадион, фойе столовой и клуба, бассейн, комнату совета физоргов.
  4. Оборудовать и оформить отрядные уголки «Спортивная жизнь отряда».
  5. Организовать выпуск общелагерной стенной газеты «На старт!».

На основании общелагерного перспективного плана физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы составляют общелагерный календарный план физкультурно-спортивных мероприятий.

Форма этого плана в большинстве лагерей простая. На листе бумаги размером в газету крупными буквами пишут наименование лагеря, название плана, указывают, на какую смену он рассчитан. Далее лист разлиновывают соответственно рубрикам плана. Рубрики такие: № п.п.; наименование мероприятия; числа месяца, попадающие на смену со дня заезда и по день отъезда; дни недели; далее – кто ответственный за организацию и проведение мероприятия.

Такие планы оформляют на каждую смену. В дополнение к ним составляют расписание проведения отрядных часов физической культуры, графики занятий по обучению плаванию, использования бассейна для купания, использования спортивных площадок отрядами и пр. Указанные документы лучше всего объединить в общий сводный план.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)