Содержание и организация педагогической практики в оздоровительных лагерях

Педагогическая практика в оздоровительных лагерях единственная в процессе обучения в вузе, которая воспроизводит модель будущей педагогической деятельности без скидок на неопытность, не имеет жестких рамок руководства со стороны методиста.

Важной особенностью летней педагогической практики является то, что она осуществляется в разных типах воспитательных учреждений: в загородных и городских лагерях, на детских оздоровительных площадках.

Будучи воспитательно-оздоровительными внешкольными учреждениями, они являются самым массовым видом летнего отдыха школьников, удачно сочетают оздоровительную и воспитательную работу с детьми.

Многообразие форм и видов детской деятельности, неформальное общение позволяют организовать и развивать самодеятельность подростков, воспитывать у них коллективизм, активность и самостоятельность. Многоплановость, сложность вхождения студентов в профессиональную деятельность в качестве инструктора (педагога) по физическому воспитанию и плаванию, воспитателя отряда требует адекватной предварительной подготовки.

С этой целью проводится методическая подготовка, позволяющая интегрировать знания, полученные по циклу социально – гуманитарных, специальных, циклу дисциплин специализации в рамках спецкурса «Методика воспитательной работы в оздоровительных лагерях».

Специфическая особенность летней практики заключается в том, что она:

  • является самостоятельной педагогической работой с полной ответственностью за жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье детей и подростков, их полноценный отдых и развитие.
  • имеет интегрированный характер (практические и теоретические аспекты в подготовке будущего специалиста реализовываются в органическом единстве);
  • создает оптимальные условия понимания будущим педагогом сущности и значения собственно-педагогической деятельности;
  • позволяет студенту творчески мыслить, активно принимать решения в нестандартных педагогических ситуациях, приобретать опыт педагогического действия.

Физическое воспитание, одно из направлений многоплановой деятельности оздоровительных лагерей, направлено на укрепление здоровья, содействие физическому развитию и закаливанию детей и подростков, совершенствование у них умений и навыков в естественных видах движений (особенно в плавании), привитие интереса и привычки к занятиям физической культурой и спортом.

Основанием реализации данного направления являются следующие положения:

  • качественно новые требования к личности специалиста сферы физической культуры и спорта и его деятельности, обусловленной социальной потребностью общества;
  • признание самоценности детства, учет в организации воспитательного процесса летних оздоровительных центров (лагерей) возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • ориентации будущего педагога на личность ребенка; формирование отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, требующей внимания, поддержки, уважения и одобрения продуктов его творчества, инициативности, самостоятельности;
  • понимание необходимости обеспечения эмоционального благополучия, психологического здоровья каждого воспитанника; сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, гуманистического подхода.

Основными направлениями деятельности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта в условиях летнего оздоровительного лагеря являются:

  • оздоровительная деятельность – планирование мероприятий по охране и укреплению здоровья детей и подростков, пропаганде здорового образа жизни;
  • спортивно-физкультурная деятельность – планирование и организация летних спортивно-массовых мероприятий, оздоровительного плавания, спартакиад, спортивных соревнований, организация спортивных кружков и секций;
  • работа с детским активом – планирование проведения учебы, мероприятий и сбора для актива самоуправления;
  • туристско-краеведческая деятельность – планирование проведения туристических мероприятий (походов, экскурсий, туристических поездок).

При этом процесс развития личности осуществляется более эффективно, если реализуются следующие педагогические принципы:

  • принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности;
  • принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения;
  • принцип воспитания в деятельности;
  • принцип воспитания с опорой на активность личности;
  • принцип воспитания в коллективе и через коллектив;
  • принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых;
  • принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему;
  • принцип развивающего характера жизнедеятельности детей в период летних каникул.

В результате прохождения педагогической практики в оздоровительных лагерях студент должен:

а) знать:

  • основные положения современных концепций образования и развития личности, педагогические способы, методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;
  • особенности педагогической профессии;
  • права ребенка и его позиции в воспитательном процессе летнего оздоровительного лагеря;
  • сущность и особенности жизнедеятельности летних оздоровительных учреждений;
  • ключевые психолого-педагогические модели построения воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях;
  • основные нормы профессиональной этики и критерии успешной педагогической деятельности;
  • нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы Республики Беларусь в области образования, программно-методические, инструктивные документы, регламентирующие работу в летних оздоровительных лагерях;
  • содержание и направление работы с детьми и подростками (с учетом их психофизического развития) в условиях летнего оздоровительного лагеря;

б) уметь:

  • организовывать физкультурно-оздоровительную, спортивно- массовую и другие виды деятельности в детских оздоровительных лагерях;
  • создавать условия для творческого развития личности на основе приоритета интересов, нужд, потребностей ребенка;
  • формировать атмосферу неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами и добровольно совместной деятельностью;
  • составлять документы планирования и контроля работы по физическому воспитанию в условиях летнего спортивно-оздоровительного лагеря;
  • изучать воспитательный процесс в летних оздоровительных центрах, используя научные методы познания педагогической действительности, планировать свою деятельность с учетом специфики летнего отдыха детей и подростков, организовывать контроль и анализ собственно- педагогической деятельности;
  • выполнять функции инструктора по физической культуре, руководителя кружка, спортивной секции;
  • готовить физкультурный актив, способный оказывать помощь в организации и проведении физкультурно-оздоровительных, спортивно- массовых и других видах деятельности в детских оздоровительных лагерях.

в) владеть:

  • умением проектирования, реализации, оценки и коррекции воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях;
  • методикой организации физкультурно-оздоровительных, спортивно- массовых мероприятий в условиях детского оздоровительного центра;
  • технологией организации и проведения игровой деятельности;
  • методами педагогического взаимодействия коммуникации с детьми разных возрастных групп в детских оздоровительных центрах;
  • способами отбора, систематизации и планирования педагогической информации;
  • деятельностью целеполагания.

В проведении летней оздоровительной компании классически выделяются три периода: организационный, основной и заключительный.

Организационный (подготовительный или адаптационный) период – этот короткий по времени и насыщенный по содержанию начальный этап лагерной смены; основной период – это период активного включения всех факторов, способствующих реализации программы (плана, мероприятий) летнего отдыха детей и подростков; заключительный (итоговый) период предполагает комплексную работу по подведению итогов смены лагеря. При этом выбор средств и форм воспитания в каждый из периодов лагерной смены определяется всякий раз конкретно, исходя из поставленной цели.

Предпочтение отдается не количеству видов и форм деятельности, а их сочетанию, качеству подготовки и проведения. Педагогическая практика в оздоровительных лагерях проводится на 3 курсе в 6 семестре в летний период после окончания теоретической подготовки, полученной в университете.

Продолжительность практики – 3 недели. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4, 5 зачетных единицы. Основным направлением деятельности студента в период прохождения педагогической практики в оздоровительных лагерях является самостоятельная воспитательно-образовательная работа практиканта в течение рабочего дня по расписанию оздоровительного лагеря.

Содержание деятельности студентов в ходе практики максимально приближено к реалиям профессиональной деятельности инструктора по физической культуры.

Оно включает в себя 3 составные части:

  • познавательно-практическая работа;
  • организационно-воспитательная работа;
  • собственно- педагогическая деятельность студента-практиканта, которые определяют конкретные задачи прохождения каждого этапа практики и отражают основные компоненты профессионально-педагогической деятельности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта.

Познавательно-практическая работа студента-практиканта включает следующие компоненты:

  1. Изучение основных нормативных, нормативно-правовых и законодательных документов Республики Беларусь в области образования, программно-методических, инструктивных документов, регламентирующих работу в летних оздоровительных лагерях.
  2. Составление плана физкультурно-оздоровительной, спортивно- массовой работы, календарного плана физкультурно-спортивных мероприятий, положения об общелагерной спартакиаде, план-графика отрядных часов физической культуры, физкультурно-спортивных праздников.
  3. Составление графиков проведения утренней гигиенической гимнастики в масштабе лагеря и в отрядах; составление комплексов физических упражнений и вариантов зарядки с использованием прогулок в лес, купания, танцев и кроссового бега; составление примерного плана мероприятий в отрядах на случай плохой погоды.
  4. Оборудование информационного стенда для вывешивания результатов лагерной спартакиады; оформление лагерного стенда «Спортивная жизнь лагеря»; распределение спортивного инвентаря по отрядам; проведение текущего ремонта спортивного оборудования и спортинвентаря.

Оценка за проведение познавательно-практической работы студента-практиканта состоит из следующих компонентов:

  1. Грамотное планирование массовых физкультурных мероприятий, спортивных соревнований, проводимых студентом, в рамках прохождения педагогической практики в оздоровительных лагерях практики.
  2. Методически правильное оформление конспекта: массовых физкультурных мероприятий, спортивных соревнований.
  3. Умение использовать в практической деятельности основы законодательства и правовые нормы.

Организационно-воспитательная работа студента-практиканта в период лагерной смены

  1. Организация и проведение в детском оздоровительном лагере, сразу после заезда детей вечера «Давайте познакомимся».
  2. Организация работы физоргов отряда для проведения ежедневных отрядных часов физической культуры.
  3. Организация работы кружков, секций по видам спорта.
  4. Организация и проведение отрядных спартакиад, вечеров встреч с ветеранами спорта, спортивной викторины «Три С» (сила, смелость, сноровка), товарищеских встреч со сборными командами соседних лагерей по видам спорта, двухдневного общелагерного туристского слета; демонстрация в отрядах кинофильмов на спортивные темы (не менее двух раз в неделю) и др.

Оценка за проведение организационно-воспитательной работы студента- практиканта состоит из следующих компонентов:

  1. Умение применять базовые научно-теоретические знания для решения практических и теоретических задач.
  2. Умение работать в команде.
  3. Методически грамотное и уверенное проведение массовых физкультурных мероприятий и спортивных соревнований.

Собственно-педагогическая деятельность студента-практиканта состоит из следующих компонентов:

  1. Организация и проведение семинара с членами педагогического коллектива по организации отрядных, общелагерных физкультурных и оздоровительных мероприятий.
  2. Участие в работе методического совета лагеря (выступление с сообщением, докладом на методическую тему).
  3. Проведение исследовательской работы (накопление эмпирического материала для курсовой и выпускной квалификационной работы).

Оценка за организацию собственно-педагогической деятельности студента-практиканта состоит из следующих компонентов:

  1. Методически грамотно проведенный анализ собственной деятельности по реализации целей и задач организации летнего отдыха детей и подростков.
  2. Оценка деятельности студента-практиканта по организации и проведению физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в оздоровительном лагере с позиции, руководства оздоровительного лагеря, детей и родителей (проводятся собеседования, анкетирование детей и родителей).
  3. Степень эффективности проведенной студентом воспитательной деятельности, участие в методической работе лагеря, активность студента и его отношение к педагогической профессии, к детям, а также качество отчетной документации.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)