Словесное оформление публичного выступления

Римский оратор Квинтилиан (ок. 35 – 96), теоретик ораторского искусства (главный его труд – «Об образовании оратора»), утверждал: «Лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи».

Некоторые пытаются заучить речь. Это оправдано, если речь пишется для митинга. Другие выступают с опорой на текст. В этом случае важно выделить, пронумеровать, подчеркнуть наиболее важные моменты текста.

Мечта многих ораторов – импровизация. Это высший класс публичных выступлений. Прекрасным импровизатором был А. В. Луначарский (1874 – 1933), писатель и общественный деятель, нарком просвещения, полпред в Испании с 1933 года. На вопрос, как ему удается так легко выступать, он ответил: «Я готовился к этому всю жизнь». Таким образом, следует усвоить, что удачный экспромт – это награда за многолетний труд.

Для установления контакта с аудиторией необходимо интеллектуальное и эмоциональное сопереживание, важны актуальность обсуждаемого вопроса и личность оратора, его репутация.

Внешне контакт проявляется в поведении аудитории (тишина, реакция на шутки, замечания).

Существует определенная коммуникативная техника публичных выступлений (приемы управления аудиторией):

  • прямое требование внимания;
  • обращение с неожиданным вопросом;
  • юмор, каламбур;
  • апелляция к речи предыдущего оратора;
  • апелляция к личности оратора;
  • ссылки на авторитетные источники;
  • примеры из художественной литературы, фольклора, фразеологические выражения;
  • удачное обращение к аудитории;
  • голосовые приемы: изменение и повышение тона, ускорение и замедление темпа, выдержанная пауза.

Убедительность общения оратора с аудиторией зависит, прежде всего, от внутреннего фактора (содержания речи).

В целом, ораторское мастерство – это искусство использования внешнего фактора убеждения (невербальных средств).

О значимости факторов убеждения в 30 – 40-е годы прошлого века писал талантливый популяризатор ораторского искусства Д. Карнеги (1888 – 1955). Его книги «Как завоевать друзей», «Как перестать беспокоиться и начать жить» не потеряли своей актуальности и по сей день.

Цицерон в свое время придумал формулу: логика + риторика + этика, которая четко отражает квалификацию оратора: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».

Каждый будущий педагог должен работать над мастерством публичных выступлений, следуя полезным советам:

  • настойчиво практикуйтесь: только практика способна избавить от страха перед аудиторией;
  • готовясь к выступлению, убедитесь, что вы твердо знаете предмет, о котором будете говорить;
  • начало речи должно быть очень энергичным и показывать, что вы настойчиво стремитесь достичь своей цели;
  • у речи должна быть четкая композиция (ясные начало и концовка);
  • в речи должна быть свежесть и индивидуальность; часто самое важное заключается не в том, что вы говорите, а в том, как вы говорите;
  • речь не следует читать по бумажке и не нужно заучивать ее наизусть; оратор должен уметь импровизировать на основе собственного текста;
  • очень важно поддерживать контакт с аудиторией, стремясь удержать ее внимание до конца;
  • нельзя говорить без воодушевления, равнодушно; эмоциональный накал оратора должен «заразить» аудиторию, заставить сопереживать;
  • не следует демонстрировать, что вы специально обучались ораторскому искусству, но нельзя забывать о риторических фигурах (сравнение, метафора, повтор, цитирование, антитеза, игра слов, перифраза, гипербола, оксюморон и т.д.).

Подготовка оратора к выступлению предполагает серьезные предварительные размышления, требуется определить тему; главные вопросы, их количество и степень важности для темы; начало (введение) и конец (заключение); рему, которая будет развивать тему; подобрать примеры, которые могут поддержать обоснование темы; сверить тезисы и аргументацию; выбрать ораторские приемы, которые могут украсить выступление.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)