Слагаемые педагогической технологии

Вместе с тем, педагогические технологии – это новое явление в образовательной науке и практике. Педагогические технологии отличаются от других (традиционных) подходов к организации обучения и имеют характерные признаки (критерии).

М. Е. Бершадский и В. В. Гузеев выделяют необходимые составляющие технологического процесса: конечный продукт (цель), исходный объект (сырье), технологическая карта (описание последовательности операций и их содержания), средства диагностики, средства корректирующих и блокирующих воздействий, механизмы обратной связи.

И. Е. Герасимова, Б. А. Гершман, А. А. Егоров, А. С. Ильинский и другие к составляющим технологии обучения относят специфическую организацию учебного процесса, цели обучения, диагностируемые плановые результаты обучения, содержание обучения, средства диагностики и контроля результатов, методы и средства обучения, учащихся, преподавателей, результат учебной деятельности.

Ф. Ш. Терегулов полагает, что современные ПТ должны обладать следующими основными качествами:

  • структурой;
  • критериями технологичности;
  • концептуальностью;
  • системностью;
  • управляемостью;
  • эффективностью по результатам и оптимальностью по затратам;
  • воспроизводимостью

.

Исследователь подчеркивает, что технология должна быть максимально деперсонифицирована: в исходном состоянии технология должна быть предельно обезличена, а после освоения – личностно окрашена. Иными словами, должны быть исключены рецептурность и детализация. Однако мы считаем, что такое ранжирование критериев технологичности не является абсолютно приемлемым, поскольку процесс технологизации имеет определенную последовательность (алгоритм).

Потому основные признаки технологии устанавливаем в иной последовательности:

  • наличие научного проекта, целостно описывающего все закономерности и природу учебного процесса;
  • операциональная постановка цели обучения;
  • целостность дидактических процессов;
  • объективная оценка результатов обучения;
  • стопроцентное достижение целей обучения всеми учащимися, хотя бы на обязательном уровне (как следствие, как результат оптимальной разработки проекта и его реализации).

Говоря о педагогических технологиях, Ж. А. Караев предлагает следующие отличительные характеристики: гарантия стопроцентного достижения целей обучения всеми учащимися, хотя бы на обязательном уровне; диагностичная постановка целей обучения и объективная оценка результатов обучения; наличие проекта учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого ученика; целостность дидактических процессов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)