Системы организации бухгалтерского учета типы структуры аппарата бухгалтерии

В современных условиях применяются две системы организации учета: централизованная и децентрализованная.

Централизация учета предполагает сосредоточение синтетического и аналитического учета, составление баланса и отчетности в главной бухгалтерии. При этом в подразделениях организации осуществляется первичный учет.

Данные первичных документов группируются в накопительных и группировочных ведомостях, а также в производственных отчетах и отчетах о движении материальных ценностей.

Далее документы поступают в главную бухгалтерию, где они проверяются, обрабатываются и их данные заносятся в регистры синтетического и аналитического учета.

При централизации бухгалтерского учета обобщение учетных данных происходит в главной бухгалтерии, что позволяет рационально организовать труд работников бухгалтерии, использовать современные средства автоматизации учета.

Децентрализация учета заключается в том, что в отдельных структурных подразделениях не только оформляют первичные документы, но и ведут синтетический и аналитический учет, составляют отчеты.

Подразделения представляют отчеты в центральную бухгалтерию, где их сводят в целом по организации. Работники центральной бухгалтерии осуществляют контроль за работой бухгалтерий каждого подразделения.

Основной недостаток децентрализации учета состоит в разобщенности работы бухгалтерского аппарата, создаются проблемы при проведении единой учетной политики и при автоматизации учетных процессов, увеличиваются затраты на получение учетной информации.

Вместе с тем в условиях территориальной разобщенности, разнообразного характера выполняемых работ, внедрения коллективных форм организации труда и его оплаты (внутрихозяйственной кооперации, аренды и т. д.) децентрализация учета часто является необходимой.

Главное преимущество децентрализации заключается в том, что учет как функция управления организуется непосредственно на местах совершения хозяйственных операций. Близость работников учета к регистрируемым объектам улучшает информационные, аналитические и контрольные функции учета.

Появляется возможность проведения оперативного анализа и оценки состояния производства, получения маржинального дохода и прибыли в каждом подразделении организации.

Рациональность организации бухгалтерского учета в значительной степени зависит от правильности определения структуры бухгалтерии и бухгалтерского аппарата.

Количественный состав бухгалтерии зависит от размеров организации, от видов деятельности и их отраслевой принадлежности, от организации и технологии производства, от наличия структурных подразделений и их территориального расположения, от квалификации работников учета, степени автоматизации учетных работ и т. д.

Структура аппарата бухгалтерии и самой бухгалтерии зависит от особенностей каждой организации.

В современных условиях сложились три основных типа структур:

  • линейная (иерархическая),
  • по вертикали (функциональная)
  • комбинированная (линейно-функциональная).

При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура используется на небольших предприятиях.

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали (функциональной организации) структурные подразделения бухгалтерии создаются по участкам учетной работы или по функциям персонала в процессе обработки данных и формирования отчетности.

Создаются промежуточные звенья управления (отделы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Работники бухгалтерии подчиняются непосредственно старшим бухгалтерам соответствующих отделов. Данная модель бухгалтерии применима в средних и крупных организациях.

При этом могут создаваться отделы:

  • расчетный – осуществляет учет расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с органами социального страхования, поставщиками, покупателями, заказчиками и др.;
  • материальный –ведет учет поступления и расходования материально-производственных запасов;
  • готовой продукции и реализации –ведет учет готовой продукции на складах и ее реализации;
  • производства и калькуляции себестоимости –ведет учет затрат и выпуска продукции, калькулирует себестоимость продукции, составляет отчетность о затратах и выпуске продукции;
  • общий отдел – ведет все остальные операции и Главную книгу, составляет бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. В крупных организациях кроме перечисленных могут открываться отделы учета капитальных вложений, учета основных средств, др.

При комбинированной (линейно-функциональной) организации учет организуется в разрезе структурных производственных и управленческих подразделений (по линейному принципу),
а внутри бухгалтерских служб выделяются функциональные подслужбы по участкам учетной работы или по функциям в процессе обработки и составления отчетности.

Специальные структурные подразделения бухгалтерии (по центрам ответственности и другим организационным структурам) выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений в пределах установленной компетентности.

Такая структура применяется в крупных организациях и в организациях, в которых созданы центры ответственности на базе внутрихозяйственной кооперации, аренды и т. д.).

При использовании любого типа структур только хорошо налаженные взаимоотношения с другими службами и подразделениями организации дают возможность получать необходимую информацию для управления и обеспечения контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)