Систематизация законодательства

Как уже отмечалось выше, количество нормативных правовых актов непрерывно увеличивается. Они принимаются разными государственными органами, в разных обстоятельствах и по разным поводам. Нет ничего удивительного в том, что со временем между этими актами накапливаются противоречия. Все это требует проведения периодической систематизации законодательства.

Под систематизацией законодательства понимается деятельность компетентных органов и организаций по выявлению и устранению противоречий в законодательстве, обобщению и укрупнению нормативных правовых актов, повышению уровня системности действующего законодательства.

Существует несколько форм систематизации (см. рисунок).

Наиболее простая и очевидная — расчистка законодательства от устаревших, потерявших значение юридических норм и нормативных правовых актов (ее иногда называют ревизией). Периодическое проведение ревизий позволяет освободить действующее законодательство от загромождающих его устаревших норм.

Более высокая форма систематизации — инкорпорация (или консолидация). Она заключается в объединении нормативных актов, распыленных по разным источникам, в одной книге. Инкорпорация делает корпус законодательных актов обозримым, позволяет увидеть системную взаимосвязь действующих нормативных актов, что, в свою очередь, обеспечивает их правильное применение.

Инкорпорация может быть официальной, когда ее проводят уполномоченные государственные органы, и неофициальной, когда ее осуществляют в инициативном порядке организации и даже отдельные лица для научных или учебных целей. В последнее время получила распространение электронная инкорпорация — выпуск сборников нормативных правовых актов на электронных носителях.

Следующая форма систематизации, еще более высокая, называется кодификацией. В отличие от инкорпорации в ней происходит «переплавка» нормативного материала, создаются новые нормы и нормативные правовые акты. В ходе кодификации совершенствуется терминология законодательства, удаляются устаревшие термины, более четко определяются ключевые понятия. Итогом кодификации могут быть уменьшение общего количества действующих нормативных правовых актов и появление новых обобщающих законов — кодексов.

Высшей формой систематизации законодательства принято считать создание сводов законодательства. Формирование свода законодательства предполагает одновременное использование всех трех форм систематизации — расчистки, инкорпорации и кодификации, а также реализацию масштабной программы разработки и принятия нового законодательства.

Попытки создания сводов законодательства — наиболее глубинного и дорогого вида систематизации — сопряжены обычно с политическими процессами в социуме, со стремлением власти к обновлению общественной и государственной жизни.

Систематизация законодательства предполагает наличие системы учета и регистрации нормативных правовых актов, а также ведение учета всех изменений и дополнений действующего законодательства.

Осуществление этой деятельности в бумажной форме — огромный и кропотливый труд, включающий внесение вклеек, дописывание и вычеркивание, ведение картотек, контрольных экземпляров нормативных правовых актов и др. Службы кодификации в федеральных органах государственной власти — это настоящие крупные юридические библиотеки.

Использование компьютерной техники существенно облегчило труд систематизаторов законодательства. Современные правовые базы данных — это, по существу, высокотехнологичные электронные своды законодательства, включающие миллионы правовых документов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)