Система показателей экономического анализа

Все объекты экономического анализа находят свое отображение в системе показателей плана, учета, отчетности и других источниках информации.

В соответствии с методикой проведения аналитического исследования необходимо выработать систему показателей, которая будет использована в процессе анализа.

Экономические показатели представляют собой один из самых распространенных и эффективных инструментариев описания экономики, используемых в экономической науке и в управлении экономическими процессами.

В наиболее общем виде экономический показатель включает наименование, числовое значение и единицу измерения.

Каждое экономическое явление, процесс или объект, как правило, характеризуется не одним, обособленным, а целым комплексом взаимосвязанных показателей.

Например, эффективность использования основных фондов организации характеризуется показателями фондоотдачи, фондоемкости, фондорентабельности, объемом выпуска продукции на один квадратный метр производственной площади и др.

В связи с этим выбор и обоснование системы показателей для отражения экономических явлений и процессов является важным методологическим вопросом в экономическом анализе.

От того, насколько полно и точно показатели отражают сущность изучаемых объектов, зависят результаты экономического анализа.

Система экономических показателей — это совокупность взаимосвязанных, систематизированных показателей, характеризующих экономику в целом, ее отрасль, регион, сферу экономической деятельности, группу однородных экономических процессов.

На уровне организации система показателей — это множество взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей, которые характеризуют различные стороны экономического процесса и экономику организации в целом, эта система является ключевым элементом экономического анализа.

Поскольку при проведении аналитического исследования применяется большое количество разнокачественных показателей, необходима их классификация.

В основе классификации экономических показателей, т.е. их деления на отдельные группы, лежат их отличия в методике определения, расчета числовых значений, цели и задачи, для решения которых эти показатели используются.

Экономические показатели можно классифицировать по следующим признакам.

В соответствии с делением экономической науки на макроэкономику и микроэкономику выделяют обобщенные макроэкономические показатели, характеризующие экономику в целом и ее крупные части, сферы, и микроэкономические показатели, относящиеся в основном к экономике организаций (корпораций, компаний, фирм).

По содержанию выделяют группы количественных (объемных) и качественных показателей.

К количественным показателям относятся показатели, характеризующие изменение ресурсов, которыми располагает организация; объемы деятельности организации.

Например, это сумма прибыли организации, ее производственная мощность, объем реализованной продукции, численность работников, площадь посевов, поголовье скота и т.д.

К качественным показателям относятся показатели, характеризующие существенные особенности и свойства изучаемых объектов.

Примером качественных показателей являются рентабельность капитала, фондоотдача, производительность труда рабочих, себестоимость единицы продукции, оборачиваемость оборотных средств, жирность молока, урожайность культур и др.

Количественные и качественные показатели тесно взаимосвязаны, поскольку изменение количественных показателей, как правило, влечет за собой изменение качественных, и наоборот.

Так, например, увеличение прибыли ведет к росту рентабельности капитала, увеличение численности работников — к снижению производительности труда.

Рост урожайности обеспечивает увеличение валового сбора зерновых культур, ускорение оборачиваемости оборотных средств — уменьшение потребности в капитале.

В структуре экономических показателей различают абсолютные (называемые также количественными) и относительные (называемые также качественными) показатели.

Абсолютные показатели отражают уровень развития явления. Все абсолютные величины измеряются в конкретных единицах и могут быть как положительными, так и отрицательными (прибыль, убытки, потери и т.п.).

Абсолютные показатели выражаются в натуральных (условно-натуральных), стоимостных измерителях или через трудоемкость. Натуральные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объем и т.д.).

Условно-натуральные показатели применяются для обобщенной характеристики объемов производства и реализации продукции разнообразного ассортимента (например, условные пары обуви в обувной промышленности, тысячи условных банок на консервных предприятиях, условные кормовые единицы в сельском хозяйстве).

Натуральные единицы измерения могут быть простыми (тонны, штуки, метры, литры) и сложными, являющимися комбинацией нескольких разноименных величии (грузооборот автомобильного транспорта выражается в тонно-километрах, производство электроэнергии — в киловатт-часах).

Стоимостные показатели показывают величину сложных по составу явлений в денежном измерении. В трудовых единицах измерения (человеко-днях, человекочасах) учитываются общие затраты труда в организации, трудоемкость отдельных операций.

Поскольку абсолютные показатели — это основа всех форм учета и приемов количественного анализа, то следует разграничивать моментные и интервальные абсолютные величины.

Моментные показатели характеризуют фактическое наличие или уровень явления, развития объекта исследования па определенный момент времени, дату (например, наличие запасов сырья и материалов, кредиторская задолженность, величина незавершенного производства, парк автомобилей и т.д.).

Интервальные показатели характеризуют итоговый накопленный результат за исследуемый период в целом (объем валовой продукции, выручку, прибыль за месяц или год, величину валового сбора зерна за год и т.п.).

Относительные показатели представляют собой соотношения каких-либо двух абсолютных показателей одинаковой или разной размерности.

В первом случае это безразмерные показатели, характеризующие обычно темп изменения экономической величины или соотношения, пропорции однородных экономических величин, получаемые в результате их сравнения, измеряемые в долевом исчислении либо в процентах.

Во втором случае это размерные показатели, характеризующие скорость изменения величины во времени, эффективность использования ресурсов, чувствительность величины по отношению к фактору, обусловившему ее изменение.

Например, показатель эффективности автомобильного двигателя может быть измерен массой расходуемого бензина на один километр пути, а показатель рентабельности — количеством полученной прибыли, приходящейся па один рубль вложенного капитала.

Относительные показатели определяются в процентах, коэффициентах или индексах.

По содержанию выражаемых количественных соотношений выделяют следующие типы относительных показателей:

  • выполнения плана;
  • динамики;
  • структуры;
  • координации;
  • интенсивности (эффективности);
  • сравнения.

Относительный показатель выполнения плана рассчитывается как отношение фактически достигнутого в данном периоде уровня к его уровню по плану (степень выполнения плана). Рассчитывается, как правило, в процентах.

Относительные показатели динамики рассчитываются путем построения временного ряда, т.е. они характеризуют изменение того или иного объекта, явления во времени (отношение, например, выпуска продукции за отчетный год к базисному году). Для их характеристики используют индексы, темпы роста и темпы прироста.

Относительные показатели структуры характеризуют удельный вес части совокупности в ее общем объеме (например, удельный вес собственного капитала во всем капитале организации, доля отдельных видов продукции в выручке организации).

Отражая отношение части совокупности к совокупности, взятой в целом, они наглядно иллюстрируют как всю совокупность, гак и ее часть.

Относительный показатель координации представляет собой соотношение частей совокупности между собой.

Относительные показатели координации характеризуют, во сколько раз одна часть совокупности больше другой либо сколько единиц одной части приходится на 1, 10, 100, 1000 и более единиц другой части (количество единиц одной валюты на 1, 10 единиц другой валюты, количество врачей на 10000 человек и др.).

Относительные показатели интенсивности (эффективности) характеризуют степень распределения или развития данного явления в той или иной среде.

Они представляют собой отношение абсолютного уровня одного показателя, свойственного изучаемой среде, к другому абсолютному показателю, также присущему данной среде и, как правило, являющемуся для первого показателя факторным признаком (например, производство промышленной продукции на 100 руб. основных фондов, сумма оборота торговой организации на 1 м2 торговой площади, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность продаж и др.).

Относительные показатели сравнения характеризуют сравнительные размеры одноименных абсолютных величин, относящихся к одному и тому же периоду либо моменту времени, но к различным объектам или территориям.

Посредством этих показателей сопоставляются мощность различных видов оборудования, производительность труда отдельных рабочих, производство продукции определенного вида разными организациями, регионами, странами и т.п.

По масштабам использования различают общие и специфические показатели. Общие показатели используются при анализе деятельности всех отраслей национальной экономики, локальные — только в отдельных отраслях.

К общим показателям можно отнести показатели выручки от продажи продукции (услуг, работ), производительности труда, себестоимости, прибыли, рентабельности и др.

К специфическим показателям для отдельных отраслей, видов деятельности, организаций могут быть отнесены содержание клейковины в муке, удельный расход бензина, жирность молока, урожайность овощных культур и т.д.

Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально существующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают.

Поэтому при изучении причинно-следственных связей показатели делятся на факторные и результативные.

Если тот или другой показатель выступает в качестве объекта исследования и рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин, то при изучении взаимосвязей он называется результативным.

Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и рассматриваются в качестве причин изменения его величины, называются факторными.

По способу формирования различают следующие показатели:

Нормативные.

Нормативными называют обычно показатели, устанавливаемые органами управления организации или сложившиеся в практике хозяйствования и выражающие нормы затрат ресурсов (сырья, энергии, материалов, труда, денег) на производство единицы продукции, выполнение работы, потребление (нормы потребления).

Показатели в виде норм и нормативов (универсальных норм) отражают также принятые, заданные соотношения, пропорции, такие, например, как норма накопления, сбережений, прибыли, оплаты труда, налогообложения.

Плановые (данные установленных организацией планов экономического развития, плановые задания внутрихозяйственным подразделениям).

Учетные (данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета).

Отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности).

Аналитические (оценочные), которые исчисляются в процессе аналитического исследования для оценки результатов и эффективности работы предприятия. К ним относят, прежде всего, относительные показатели.

Все показатели в зависимости от объекта анализа могут быть комплексными и частными. Комплексные показатели позволяют оценить результаты работы организации в целом.

К ним можно отнести показатели ресурсоотдачи, ресурсорентабельности (рентабельности капитала). Частные показатели используются при системном анализе и в зависимости от глубины системного анализа могут быть подразделены на частные показатели первого уровня, второго уровня и т.д.

Например, если в качестве обобщающего показателя рассматривать ресурсоотдачу, то к частным показателям первого уровня можно отнести фондоотдачу и фондоемкость, а к частным показателям второго порядка — фондоотдачу пассивной и активной части основных фондов и т.д.

В зависимости от того, какая стадия экономического (хозяйственного) кругооборота организации изучается, показатели, используемые в аналитическом исследовании, можно разделить на следующие группы:

  • показатели исходных условий деятельности организации (наличие финансовых, материальных и трудовых ресурсов для нормального функционирования организации и достижения поставленной перед ней цели, организационно-технический уровень организации, условия и факторы внешней предпринимательской среды, финансовой микросреды и т.и.);
    показатели использования средств труда;
  • показатели использования предметов труда;
  • показатели использования трудовых ресурсов;
  • показатели производства и реализации продукции;
  • показатели себестоимости продукции; показатели прибыли и рентабельности организации;
  • показатели финансового состояния организации.

Рассмотренная система показателей не является исчерпывающей. Могут применяться и иные классификации показателей. Кроме того, при проведении тематического анализа ряд показателей может быть разработан самой организацией (например, при проведении экспресс-анализа).

Например, при оценке эффективности хозяйственно-финансовой деятельности организации показатели экономической эффективности могут быть разделены на две группы:

  • показатели внутренней эффективности (рентабельность совокупного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность продаж и др.);
  • показатели внешней эффективности (доля организации на рынке отдельного вида продукции, региона, показатель лояльности клиентов, коэффициент расширения клиентской базы и др.).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)