Система обязательного резервирования в России

В официальных документах Банка России, в частности Положении Центрального банка Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 255-П, указано, что резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

К числу законодательных актов, определяющих применение обязательного резервирования в России, относятся: Федеральный закон «О центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

  • резервные требования отнесены к основным инструментам и методам денежно-кредитной политики Банка России;
  • сформулированы принципиальные положения, касающиеся уровня нормативов обязательного резервирования и депонирования в Банке России, особенностей использования при отзыве у кредитной организации лицензии или ее реорганизации.

В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» зафиксирована обязанность банков выполнять норматив обязательных резервов, установленный Банком России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов, а также иметь в Банке России счет для хранения этих средств.

К нормативным документам Байка России, регулирующим порядок резервирования привлеченных ресурсов, относятся:

  • Положение от 29 марта 2004 г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций», детально регламентирующее весь механизм обязательного резервирования, включая контроль Банка России за полнотой и своевременностью резервирования;
  • решения Совета директоров Банка России об уровне норматива обязательных резервов, дифференцированного по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов.

Важным элементом механизма обязательного резервирования является определение состава резервируемых обязательств.

В современных условиях состав резервируемых обязательств наиболее широк. Он охватывает следующие виды привлеченных ресурсов:

  • депозиты до востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;
  • средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;
  • средства кредитных организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте;
  • средства на счетах банков по другим операциям (средства клиентов по незавершенным расчетным операциям, в том числе через подразделения Банка России, и др.);
  • кредиты, полученные от банков-нерезидентов, в том числе просроченные кредиты и проценты по ним;
  • депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченные депозиты и проценты по ним;
  • депозиты (до востребования и срочные) Минфина России, финансовых органов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов всех уровней;
  • депозиты (до востребования и срочные) предприятий и организаций всех типов (в том числе нерезидентов);
  • депозиты (до востребования и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;
  • остатки средств, отражающие расчет по ценным бумагам (средства клиентов по брокерским операциям, в том числе нерезидентов), расчеты с Минфином России и т.д.;
  • выпущенные банками ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и банковские акцепты и др.);
  • остатки средств, отражающие расчеты банков по отдельным операциям (по факторинговым и форфейтинговым, с валютными и фондовыми биржами), с прочими кредиторами; кредиторская задолженность по расчетам с бюджетом по налогам, с внебюджетными фондами; с работниками банка по оплате труда; по расчетам с поставщиками, подрядчиками и покупателями; по расчетам с участниками банка по дивидендам и некоторые другие в состав резервируемых обязательств не включаются;
  • остатки средств на счетах, отражающих средства клиентов в расчетах (аккредитные к оплате, расчетные чеки, по зачетам, транзитные счета и др.).

Таким образом, в состав резервируемых обязательств в настоящее время включаются:

  • подавляющая часть средств бюджета, банков, клиентов до востребования (не включаются лишь остатки средств на корреспондентских счетах у банков-резидентов и банков-нерезидентов в драгоценных металлах, а также срочных депозитов (не включаются лишь срочные депозиты и иные привлеченные средства от Банка России);
  • определенная часть средств, отражающая расчеты клиентов и банков (не включается значительная часть кредиторской задолженности банков);
  • незначительная часть полученных банками кредитов от других банков (включаются лишь кредиты, полученные от банков-нерезидентов). Кредиты, полученные от Банка России и на внутреннем межбанковском рынке, в состав резервируемых обязательств не включаются.

Кроме того, следует иметь в виду, что в расчет отдельных составных элементов резервируемых обязательств Банк России рекомендует внести некоторые коррективы. Например, остатки срочных депозитов финансовых органов всех уровней, предприятий и организаций, а также сумма кредитов, полученных от  банков-нерезидентов, должны уменьшаться на ту их часть, которая привлечена на срок не менее трех лет, т.е. представляет наиболее долгосрочный ресурс банка.

Другим элементом механизма обязательного резервирования является норматив (нормативы) обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Он (они) устанавливается Советом директоров Банка России на основе действующего законодательства.

Назначение данного элемента механизма обязательного резервирования
состоит в регулировании:

  • фактического объема и структуры обязательных резервов кредитных организаций в Банке России;
  • общей банковской ликвидности;
  • объема и структуры денежного агрегата М2.

Изучение российской практики обязательного резервирования показывает, что уровень норматива обязательного резервирования, критерии его дифференциации периодически изменялись (табл. 1).

Данные, приведенные в таблице, позволяют сделать следующие выводы: во-первых, в целом нормативы обязательных резервов в России имеют тенденцию к снижению, что соответствует общей ситуации в денежном обращении, т.е. снижению инфляционных процессов. Однако уровень их остается достаточно высоким, что является предметом серьезных дискуссий в банковском сообществе; во-вторых, критерии дифференциации претерпели некоторые изменения. Первоначально акцент был сделан на сроках привлечения средств, а в дальнейшем — на видах и источниках их привлечения.

Для средств, привлеченных от физических лиц, действует минимальный уровень норматива обязательного резервирования, что направлено на стимулирование аккумуляции средств от населения. При этом норматив для других видов привлеченных средств повышен до 10%, тем самым общий объем резервных требований, депонированных в Банке России, предназначенный для страхования своевременного погашения обязательств перед вкладчиками, в первую очередь физическими лицами, — высокий.

Механизм резервирования включает также порядок определения нормативной величины обязательных резервов, т.е. размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России. Алгоритм ее расчета достаточно прост: норматив обязательных резервов умножается на величину резервируемых обязательств. Величина последних определяется за отчетный период (месяц), т.е. исчисляется средняя хронологическая величина.

Поскольку норматив обязательных резервов дифференцирован по видам и источникам средств, среднехронологическая величина резервируемых обязательств рассчитывается по трем группам привлеченных ресурсов:

  1.  юридических лиц в рублях;
  2. физических лиц в рублях;
  3. юридических и физических лиц в иностранной валюте.

Применяя к указанным группам средств соответствующие нормативы обязательного резервирования, можно определить величину обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России в рублях и иностранной валюте.

При этом следует иметь в виду еще один корректив, вносимый в расчет нормативной величины обязательных резервов, исчисляемой для привлеченных средств в рублях (юридических и физических лиц). Он отражает право банка иметь в своей кассе установленный минимально допустимый остаток. Наличие такого права предполагает сокращение среднехронологической величины резервируемых обязательств в рублях на среднехронологический остаток средств в кассе банка (в пределах установленного минимально допустимого остатка).

Таким образом, схема расчета нормативной величины обязательных резервов выглядит так:

1.  определение среднехронологической величины резервируемых обязательств по привлеченным средствам:

  • юридических лиц в рублях,
  • физических лиц в рублях,
  • юридических и физических лиц в иностранной валюте;

2. определение среднехронологической величины средств в кассе, имея в виду остатки денежных средств в кассе кредитных организаций; в кассе обменных пунктов; в операционной кассе; находящихся вне помещения банков; в банкоматах и в пути;

3. определение величины обязательных резервов на основе установленных нормативов:

  • по привлеченным средствам юридических лиц в рублях,
  • физических лиц в рублях,
  • по привлеченным средствам в иностранной валюте;

4. определение величины обязательных резервов в рублях с учетом средств в кассе: величины обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физических лиц в рублях минус среднехронологическая величина средств в кассе (в пределах установленного минимально допустимого остатка).

В последние годы (Положение Банка России от 29 марта 2004 г. № 255-П) наряду с расчетом нормативной величины обязательных резервов определяется расчетная их величина как составная часть нормативной величины. Расчетная величина обязательных резервов есть нормативная сумма обязательных резервов за вычетом усредненной их величины. Усреднение обязательных резервов стало использоваться Банком России в качестве нового способа регулирования текущей ликвидности кредитных организаций.

Право на усреднение в соответствии с нормативными документами Банка России предоставляется стабильным кредитным организациям (за исключением многофилиальных) , которые отвечают таким критериям, как:

  • соблюдение правила обязательного резервирования, т.е. не допускают
    недовзноса, не имеют штрафа;
  • за нарушение нормативов обязательных резервов и своевременно представляют расчеты размера обязательных резервов;
  • выполнение обязанности по усреднению в предыдущие периоды (если кредитная организация пользовалась таким правом);
  • не имевшим просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним.

В случае если кредитная организация не имела права на усреднение, расчетная величина равнялась нормативной. Расчетная величина обязательных резервов предназначена для регулирования размера обязательных резервов каждой кредитной организации.

Регулирование представляет собой комплекс мер, осуществляемый уполномоченным учреждением Банка России (территориальным учреждением Банка России или РКЦ Банка России), по обеспечению соответствия фактически депонированной суммы обязательных резервов на отдельных счетах в Банке России их расчетной величине. Этот комплекс мер включает действия уполномоченного учреждения Банка России по:

  • устранению установленного в период ежемесячного регулирования недовзноса или перевзноса величины обязательных резервов;
  • приведению в соответствие фактической и расчетной величины на основе материалов проверок;
  • контролю за исполнением кредитной организацией обязанности по усреднению обязательных резервов.

Таким образом, процесс регулирования включает текущее регулирование, осуществляемое на основе расчетов, систематически представляемых самой кредитной организацией, а также последующее регулирование, отражающее результаты контрольных действий Банка России.

В России в соответствии с Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.

При этом могут устанавливаться одна или несколько процентных ставок по различным видам операций:

  • ломбардным кредитам;
  • кредитам «овернайт»;
  • внутридневным кредитам;
  • депозитным операциям;
  • операциям РЕПО.

Процентная политика может проводиться и без фиксации процентной ставки (это означает, что ставка по той или иной операции Банка России устанавливается в результате проведения аукциона: по ломбардному кредиту, операциям РЕПО, депозитным операциям). Процентные ставки по операциям Банка России определяются исходя из уровня базовой ставки рефинансирования и текущих задач денежно-кредитной политики.

На протяжении 1991—1995 гг. ставка рефинансирования неоднократно пересматривалась в диапазоне от 20 до 210% годовых, в зависимости от экономической ситуации в стране.

Основной целью процентной политики Банка России в 1992—1993 гг. было повышение реальной ставки рефинансирования в целях приведения ее к положительному уровню. При этом Банк России воздерживался от применения прямых ограничений на процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками по активным и пассивным операциям, т.е. методы манипулирования процентной ставкой были в основном рыночными. В то же время ставка по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам за счет рефинансирования через Банк России (учетная ставка), устанавливалась административными методами. Однако величина учетной ставки значительно отставала от уровня инфляции в расчете на год. Так, в сентябре 1992 г. ставка по кредитам Банка России составила 80%, средняя ставка по кредитам коммерческих банков — 108%, а уровень инфляции в годовом исчислении — 220%.

В 1997—1998 гг. Банк России определил в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы. В то же время с октября 1997 г. по август 1998 г. на процентную политику Банка России воздействовали условия, периодически складывавшиеся в различных секторах финансового рынка как отражение нескольких волн, в том числе кризиса мировых фондовых и валютных рынков. Приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддержание стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банковского кризиса.

В целях защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России вынужден был корректировать процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям. Это увеличило амплитуду колебаний процентных ставок, что несколько нарушило формировавшийся уже в 1997 г. коридор, образуемый ставками Банка России по собственным операциям.

Ставка рефинансирования за указанный период выполняла роль важного индикатора денежно-кредитной политики и до мая 1998 г. оказывала существенное влияние на уровень депозитных ставок в банках. Банк России оперативно принимал решения, менявшие не только уровни ставок, но и их соотношения, изменял режим установления отдельных ставок: он перешел к ежедневному установлению ставок по обеспеченным кредитам «овернайт», по операциям РЕПО, по приему средств банков в депозиты Банка России.

Необходимость урегулирования ситуации на финансовом рынке России вызывала потребность во временном ужесточении денежно-кредитной политики и, прежде всего, в корректировке процентной политики. В частности, ставка рефинансирования была повышена в начале февраля 1998 г. (с 28 до 42%), в последней декаде мая (с 30 до 50%, а затем до 150%), в конце июня (с 60 до 80%). При очевидных признаках улучшения состояния денежного, валютного и фондового рынков Банк России снижал ставку рефинансирования. В 1998 г. он 9 раз ее пересматривал, в том числе 5 раз в сторону понижения, и с июля 1998 г. она составляла 60% годовых.

Процентная политика Банка России в 1999 г. заключалась в регулировании процентных ставок по всем его операциям на денежном рынке с целью поддержать необходимый уровень ликвидности банковской системы. При этом Банк России стремился к снижению процентных ставок в реальном выражении. Эта тенденция сохранилась в 2000 г., когда ставка рефинансирования сначала была снижена с 33 до 28%, а с ноября 2000 г. — до 25%. С апреля 2002 г. Банк России установил ее в размере 22%, а с августа 2002 г. — 21%. Соответственно, процентная ставка по кредитам «овернайт» до апреля 2002 г. действовала на уровне 22% годовых, с апреля 2002 г. — 20%, с августа 2002 г. — 18% годовых. С 17 февраля 2003 г. ставка рефинансирования была снижена до 18%. Изменились и ставки по вкладам, в основном до 13,5% годовых, что на ³/₄ ниже ставки рефинансирования (планка, после которой с вкладчика берется налог в 35%). С 2003 г. наблюдается устойчивое снижение ставки, по состоянию на 2005 г. ставка рефинансирования составляет 13%. В 2008 году ставка рефинансирования изменялась 6 раз и на конец кода составила 13,0%.

Целью Банка России является создание в течение ближайших лет единого механизма рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных организаций и обеспечение любой финансово стабильной кредитной организации возможности получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул обеспечения«. Предполагается, что в рамках указанного единого механизма рефинансирования банки – потенциальные заемщики будут заключать с Банком России «рамочные» соглашения, содержащие общие условия кредитования, и предварительно предоставлять в Банк России (блокировать) имущество в целях дальнейшего получения кредитов Банка России под залог (блокировку) указанного имущества.

Предполагается, что в «единый пул обеспечения» будут входить такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, а также, возможно, иные виды имущества. В рамках работы по созданию «единого пула обеспечения« возможно также изменение требований Банка России к имуществу, принимаемому в обеспечение кредитов Банка России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)