Система факторов, определяющих состояние законности

В юридической науке много внимания уделяется вопросам обеспечения и укрепления законности, т.к. эта проблема имеет практическое и прикладное значение.

История развития государства и права показывает, что обеспечение законности невозможно представить без определенного комплекса экономических, организационных, идеологических, политических и юридических мер, обеспечивающих реализацию законности на должном уровне. Данные меры характеризуются как факторы, влияющие на законность и обеспечивающие ее соблюдение.

В данной системе факторов законности немаловажную роль играют экономические факторы, т.е. материальные средства и условия, обеспечивающие наличие в государстве режима законности.

Именно от состояния и уровня экономического развития общества напрямую зависит возможность государства эффективно выполнять свои функции по обеспечению реализации провозглашенных в нормах права основных прав и свобод граждан.

Дестабилизирующие факторы экономического сектора, такие, как падение жизненного уровня населения и низкий рост материального благосостояния, увеличение количества безработных, ненадлежащее государственное обеспечение системы образования, здравоохранения самым непосредственным образом сказываются на уровне законности в стране, провоцируя людей на поиски путей незаконного обогащения.

Интересно
В интересующем нас аспекте проблемы особое внимание необходимо уделять прогрессивному развитию экономики, обеспечению равноправного статуса разных форм собственности, адекватной конкуренции, высокой степени занятости населения, защите и развитию свободного предпринимательства, заботе о социально незащищенных слоях общества.

Вторую группу факторов составляют социально-политические, которые воздействуют на режим законности в большинстве случаев опосредованно, создавая социально-политическую среду, способствующую наиболее эффективной реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов.

Рассматривая социально-политические факторы, необходимо особо подчеркнуть, что лишь в государстве с демократическим стилем управления, свободой слова и печати, политическим плюрализмом и гласностью могут быть созданы условия для обеспечения режима законности.

Сильное демократическое государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными социальными явлениями.

В условиях современности политические идеи и взгляды, политические нормы, относящиеся к вопросу соблюдения правовых предписаний и требований, оказывают существенное воздействие как на формирование личности каждого человека, так и на выбор им вариантов поведения в конкретных условиях.

Третья группа факторов являет собой идеологические факторы, роль которых выражается, прежде всего, в создании и поддержании атмосферы соблюдения норм права всеми участниками общественных отношений путем привития им осознания верховенства и авторитета права, идеологии, патриотизма, духовной культуры, морали.

Насущной задачей сегодняшнего дня является идейно-нравственная переориентация сознания народа, утверждение в нем убежденности в приоритетной роли правовых норм в жизни общества.

В демократическом государстве взаимодействие права и морально-нравственных идеалов должно быть поднято на качественно новый уровень, что определяет одно из наиболее важных направлений по формированию новой идеологии, а именно – повышение уровня правовой культуры и правосознания граждан и должностных лиц органов государства и местного самоуправления.

Несомненно, что правовая культура и правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав человека, имеют огромное значение для укрепления законности.

Также нельзя обойти вниманием юридические факторы законности, которые образуют систему специальных юридических средств укрепления и обеспечения законности.

По мнению Т.В. Синюковой, «юридическими гарантиями законности и правопорядка являются специальные способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований».

В юридической литературе выделяются прежде всего гарантии, связанные с действием правовой системы в целом.

В этом ряду называются:

  • нормативная урегулированность правовыми актами тех общественных отношений, которые нуждаются в правовой регламентации. Очевидно, неурегулированность таких отношений лишает управленческие органы (правоохранительные и др.) необходимой им для решения конкретных дел правовой основы;
  • совершенствование законодательства. Нормативно-правовые акты должны отвечать следующим требованиям: правильно отражать жизнь, закономерность и тенденции общественного развития, иметь оптимальный объем, быть доступными, понятными. Необходимо систематическое обновление нормативных правовых актов, отмена старых, принятие новых, систематизация законодательства, обновление правовой системы;
  • взаимосвязь и взаимообусловленность правовых предписаний в системе права, выражающиеся, в частности, в том, что уголовное право обеспечивает реализацию норм конституционного, трудового и других регулятивных отраслей права.

В систему юридических факторов, влияющих на законность, включены также меры по выявлению, пресечению правонарушений компетентными органами, правовосстанавливающие меры и меры наказания виновных.

К числу значимых юридических гарантий относятся процессуальные гарантии. Их значимость определяется тем, что реальную жизнь формально закрепленные права и свободы граждан могут получить лишь имея процессуальное обеспечение.

Комплекс юридических гарантий образуют и недостатки юридической практики: плохие законы, несогласованность в принятии решений, коллизии норм, а также и то, что все эти меры – пресечения, защиты, ответственности и т.п. нередко не реализуются и не используются в полной мере.

Стоит уделить внимание и рассмотрению организационных факторов в правовом поле законности. Обеспечение законности необходимо рассматривать как управленческий процесс, на который необходимо постоянно воздействовать и упорядочивать в целях создания оптимальных условий для успешной работы государственных органов.

Именно поэтому в данной связи важное место среди факторов обеспечения законности отводится организационным (управленческим) факторам.

Организационные факторы включают в себя деятельность государства, его органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных организаций в области правотворческой и правоприменительной практики на различных уровнях (государственный, региональный, местный), которые оказывают на состояние законности как положительное, так и отрицательное влияние.

Следует отметить, что на сегодняшний день наметилось повышение роли организационных факторов. В этом плане правоохранительным органам отводится первостепенная роль, в связи с чем необходимо сконцентрировать силы и средства на приоритетных направлениях борьбы с преступностью, охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, сохранению контроля за оперативной обстановкой в стране, недопущению обострения и разрастания конфликтных ситуаций на государственном и межгосударственном уровне.

В связи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы новый импульс развития получают вопросы обеспечения основных прав и свобод граждан, обеспечения законности, развития демократических принципов и т.д.

Таким образом, наряду с национальными гарантиями законности важную роль играют международные гарантии законности, выражающиеся в деятельности международных организаций:

  • по проведению контроля за соблюдением прав и свобод человека в разных странах (обеспечение права граждан обращаться в международные организации с целью защиты своих прав, инспекционные проверки в регионах для контроля за состоянием соблюдения прав человека, международные наблюдения за проведением выборов и соблюдением норм международного права в ходе проведения военных конфликтов и т.д.);
  • по осуществлению поощрительных мер политического и экономического характера, направленных на соблюдение прав и свобод человека в различных государствах;
  • по применению санкций (политических, экономических, военных) в отношении государств, нарушающих права и свободы человека.

Тем самым международные гарантии обеспечения правозаконности включают реакцию со стороны организаций ООН, правозащитников на факты ущемления прав граждан и организаций, право граждан обращаться в международный суд и т.п.

Итак, была рассмотрена система факторов, влияющих на состояние законности. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что какая-то одна группа гарантий (факторов) законности не способна обеспечить в государстве состояние законности, необходимо наличие всего комплекса существующих гарантий.

Лишь в таком случае гарантии законности приводят к установлению твердого правопорядка, устойчивости и стабильности в общественной жизни, делают реально обеспеченными права и свободы граждан.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)