Синдромы центральных полиморфных избирательных нарушений звукопроизношения (синдромы артикуляторной диспраксии)

Как    отмечалось    выше,    существует     клиническая    группа     детей    с нарушениями формирования звуковой стороны речи, которая по тяжести занимает                   промежуточное     положение     между    чисто     функциональными расстройствами      и     состояниями,      обусловленными     грубым     тотальным нарушением иннервации артикуляционных мышц (наблюдающимся при дизартрии).

Это полиморфные нарушения звукопроизношения, которые носят избирательный характер, затрагивают только сегментарный уровень и не влияют на состояние, супрасегментарного уровня звуковой стороны речи. Экспериментальное изучение данного синдрома стало предметом специального исследования.

Среди детей, находившихся под нашим наблюдением, была отобрана группа из 110 человек в возрасте от 5,5 до 8 лет с данным типом нарушения звукопроизношения и                                         подвергнута    углубленному клинико-нейропсихологическому исследованию.

Клиническая симптоматика не позволяла отнести эти случаи к чисто функциональным нарушениям, но не давала и оснований для того, чтобы расценивать их как вариант дизартрии.

С нашей точки зрения, последнее правомерно только тогда, когда имеется классический, «ядерный» набор симптомов, описанный в литературе: тотальность нарушений звукопроизношения,      значительное      снижение      членораздельности            речи, нарушения со стороны силы, тонуса и объема движений артикуляционных мышц.

У наших испытуемых большая часть перечисленных признаков отсутствовала.     Неврологическое     исследование     выявило     у    64%     детей рассеянную неврологическую микросимптоматику.

У всех детей экспериментальной группы было нарушено произношение согласных среднего или позднего онтогенеза, то есть наиболее сложных по произносительным характеристикам звуков. Все перечисленные виды ошибок, по нашим наблюдениям и данным литературы, встречаются и у здоровых детей на ранних этапах речевого онтогенеза.

По существу, они же встречаются как при дислалии, так и при дизартрии. Иначе говоря, характер отдельных симптомов не позволяет судить о природе нарушений.

Своеобразие     клинической картины выступает лишь на синдромальном  уровне.     Характер распределения     ошибок,     некоторые неврологические и нейропсихологические характеристики дали основание рассматривать данные случаи как особый тип нарушений формирования произносительной стороны речи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)