Синдром вербальной диспраксии

Наряду с вышеописанными нарушениями звуковой стороны речи у детей с ТНР наблюдаются и иные, значительно более тяжелые расстройства. Их нельзя отнести ни к дизартрическим, ни к дислалическим. Они представляют собой специфический симптомокомплекс фонологических (то есть  языковых) нарушений, который встречается почти исключительно у детей с моторной алалией.

Есть основания полагать, что природа и механизм этого синдрома при моторной алалии имеет особую и самостоятельную природу, отличную, например, от лексико-грамматических нарушений.

Поэтому имеет смысл выделять синдром вербальной диспраксии из общего симптомокомплекса моторной алалии, описывать и изучать его как самостоятельный. В отличие от синдрома   артикуляционной диспраксии,   нарушения      в         данном     случае проявляются не на уровне артикулем, а на уровне целого слова или синтагмы.

Многие из таких детей произносят без ошибок отдельные звуки или слоги. При произнесении же слов допускаются разнообразные многочисленные ошибки. Их  главная         особенность     заключается     в  нерегулярности     и     высокой контекстуальной зависимости.

Звук, который изолированно произносится правильно, в словах заменяется на целый ряд других звуков, зачастую принадлежащих   к   весьма         далеким   фонетическим     группам     и     резко отличающихся по дифференциальным признакам от заменяемого звука. Вероятность замен и их характер зависят от сложности, длины слова или синтагмы и фонетического контекста.

В коротких словах допускается сравнительно     немного   ошибок, в     многосложных     —     больше,     а      при произнесении фразы — еще больше. Слоговая структура почти всегда грубо нарушена, но, в отличие от динамической диспраксии, слоги могут не только пропускаться, но и добавляться.

Иначе говоря, слоговая структура иногда упрощается, а иногда — усложняется. Например: магнитофон — /mattilal’son/, светофор — /slisitafol’/, памятник —/paminit’/, /pamihti/, экскаватор —/экяа/акэ!/, /d..kavaka/.     

Характерной                       особенностью     звуковых              нарушений,   не наблюдавшихся ни при одной из других форм речевых расстройств, являлась диссоциация характера звуковых ошибок, которые допускал один и тот же ребенок при назывании и при повторении одних и тех же слов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)