Симптоматология инициального периода речевого онтогенеза

Как видно из таблицы 3, почти у половины детей с ПНР, находившихся под нашим наблюдением, этот этап наступал с опозданием. Клинические проявления дизонтогенеза речи в инициальном периоде развития могут выглядеть следующим образом.

А) Отклонения предречевого развития. Нарушения на этом этапе носят обычно малоспецифичный характер. Чаще всего это выражается в запаздыва-нии по срокам появления гуления и лепета, вместо которых продолжают со-храняться младенческие крики. Появившееся гуление, а позже — лепет недостаточно разнообразны, низка вокализаиионная активность, лепет слабо интонационно окрашен.

Подобные дизонтогенетические явления наблюдаются как у детей с поражением речевых механизмов, так и у тех, кто страдает общим психическим недоразвитием, детским церебральным параличом и другими формами органических повреждений подкорковых структур мозга.

Крометого, своеобразныефун-кциональные нарушения доречевых форм коммуникации могут возникать на психогенной основе при дисгармонически складывающихся отношениях в I системе «мать—дитя».

В тех случаях, когда мать редко включается в общение с а младенцем или делает это недостаточно эмоционально, не реагирует на его I вокализации, его коммуникативное поведение (как вокализационное, так и 1 кинетическое) становится менее активным, редуцируется. Младенец большую I часть периодов бодрствования коммуникативно пассивен, не пытается вступить во взаимодействие с матерью, редко вокализирует.

Б) У детей старше 10 месяцев может обращать на себя внимание фрагмен-тарное, нестабильное понимание речи в знакомом контексте или полное от-сутствие такового при сохранении ориентировочной реакции на речевые раздражители.

Нарушения понимания речи могут быть выражены в разной степени: от полного отсутствия реакции даже на свое имя до некоторого ограничения понимания, нестабильного понимания названий знакомых.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)