Северо­-западный федеральный округ

Состав и особенности экономико-­географического положения, уровень социально­экономического развития.

Северо­-Западный федеральный округ (СЗФО), включающий субъектов Федерации (табл. играет важную стратегическую роль приграничной части России на Европейском Севере и западе стра­ны.

В его пределах находятся очень крупные промышленные и яркие культурные центры, важные морские порты, уникальные объекты, включенные в список Всемирного культурного и природного насле­дия (в городах и Новгород, а также на Соловецких островах и острове Кижи).

С З Ф О является одним из ведущих российских центров научно­-технического прогресса и подготовки высококвалифицированных кад­ры, здесь находятся объекты культуры и истории России, имеющие мировую значимость.

С З Ф О занимает в нашей стране особое место по выпуску электротехнического оборудования, электроники, оптико­-механической продукции, судостроению. В С З Ф О производится зна­чительная часть республиканского объема фосфатного сырья, деловой древесины, около целлюлозы, готового проката, велика его доля и в улове рыбы.

Округ расположен на Европейском Севере (республики Карелия и Коми, Мурманская, Вологодская, Архангельская области и Ненец­ кий автономный округ), а также компактно в прибалтийской части России (г. Санкт­Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псков­ ская области) и на положении эксклава — Калининградская область: Округ занимает площадь, равную почти 10% территории Российской Федерации, на которой в настоящее время проживает 13,6 млн чело­ век, или 9,5% численности населения страны.

Экономико-­географическое положение округа имеет ряд досто­инств. Выходы к морям — Балтийскому, Баренцеву и Белому — обес­печивают судоходные пути на запад — в сторону Западной Европы и восточного побережья Северной Америки, а также на восток — по Северному морскому пути в российское Заполярье и страны Азиат­ско­Тихоокеанского региона.

Большое значение имеют грани­цы со странами Европейского Союза — Норвегией, Финляндией, Эс­тонией, Латвией, Литвой и Польшей, а также граница с экономически развитыми Центральным и Уральским федеральными округами, с ко­торыми растет и обоюдовыгодный рыночный товарообмен на кратчай­ших расстояниях для перевозок товаров и предоставления услуг.

К не­ достаткам экономико-­географического положения следует отнести относительно суровые климатические условия северных регионов, сни­жающие комфортность проживания и значительно удорожающие тех­нико-­экономические показатели всех отраслей хозяйства.

Достигнутый уровень социально­-экономического развития Северо­-Западного федерального округа выражается в показателях его удельного веса в общероссийских показателях (табл. 3.2), среди кото­рых выделяются обрабатывающее производство (доля Санкт­ Петербурга — 4,2%), строительство — около 13% и инвестиции в ос­новной капитал — 13,2% (доля — 4,4%).

Объем отгруженной продукции добывающих отраслей в округе пока не соответствует растущим возможностям использования при­родно­-ресурсного потенциала и составляет в основном за счет Республики Коми и Ненецкого автономного округа, где наиболее ак­тивно осваиваются минерально-­сырьевые, в первую очередь топлив­ные ресурсы комплекса. Следует выделить высо­кий удельный вес импорта продукции, более чем вдвое превышающий долю в экспорте.

СЗФО в настоящее время не отличается благоприятной экологи­ ческой обстановкой, поскольку здесь формируется почти пятая часть всех загрязненных сточных вод Российской Федерации и около выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

В северной части га имеются проблемы радиационного загрязнения, вызванные утилизацией выработавших ресурс ядерных судовых реакторов (на побе­режье Кольского полуострова) и последствиями ядерных испытаний прошлых лет (архипелаг Новая Земля).

Природно-­ресурсный потенциал Природно-­ресурсный потенциал СЗФО, в целом очень значитель­ный, распределен по его территории неравномерно, за исключением почти повсеместной обеспеченности водными и лесными ресурсами, которые составляют почти половину всех ресурсов европейской тер­ритории страны. Относительно малая обеспеченность лесными ресур­сами наблюдается только в Мурманской и Калининградской областях и особенно в Ненецком автономном округе.

Минерально­сырьевые ресурсы сосредоточены в пределах Евро­пейского Севера. Это крупнейшие (до 40%) разведанные запасы топ­ливно­-энергетических ресурсов на западе Российской Федерации, крупные запасы руд черных и цветных металлов, а также неметалли­ческих полезных ископаемых — алмазов, апатитов, слюды, плавико­вого шпата, строительных материалов и др. Выделяют две зоны кон­центрации полезных ископаемых.

В зоне сконцентрированы запасы железных, титано­ и алюминийсодержащих, медно­никелевых руд, а также руд редких металлов, нерудных ископаемых и строительных материалов. К этой же зоне прилегает нефтегазоносный шельф западного сектора Арктики, где проведена предварительная разведка крупнейших запа­сов природного газа и газового конденсата на базе месторождения (около 4 трлн расположенного в 200 км севернее г. Мурманска.

Балансовые запасы железной руды и Оленегорское месторождения в Мурманской области и Костомукшское — в Рес­публике Карелия) составляют около 5% общероссийских, однако удельный вес добычи руды здесь приближается к добычи в стране.

Месторождения медно­никелевых руд на Кольском полуострове (Мурманская область, Печенга) в значительной мере выработа­ны, и для обеспечения работы предприятий РАО ни­кель», расположенных в Мурманской области (комбинаты «Печенга­ в поселке городского типа Никель и «Североникель» в г. Мончегорске), осуществляется завоз рудных концентратов с месторож­дений в районе г. Норильска Красноярского края.

Добыча горно-­химического сырья — алюминийсодержащих апа­титов и нефелинов, представленных комплексными апатито-­нефе­линовыми рудами Кольского полуострова, ведется в Кировске и Апа­титах Мурманской области. Запасы апатитов — ценнейшего сырья для производства фосфатных удобрений — здесь превышают общерос­сийских, что обусловливает почти концентрацию их разра­ботки именно в данном регионе.

Нефелины и производимый из них концентрат пока имеют огра­ниченное значение (исключительно для Пикалевского глиноземного и Волховского алюминиевого заводов в Ленинградской области), так как не выдерживают конкуренции с более качественными и дешевы­ ми отечественными и импортными бокситами.

В зоне на северо-­востоке округа находится Ти­мано­-Печорская нефтегазоносная провинция (на севере Республики Коми и в Ненецком автономном округе), продолжающаяся на шельфе Печорского моря (разведано гигантское Приразломное месторожде­ние нефти у юго-­западного побережья Новой Земли).

Здесь же — на северо­востоке Республики Коми — расположен Печорский угольный бассейн, где шахтным способом добывается около 5% энергетических и коксующихся углей. В различных частях этой же республики и в Архангельской области имеются месторождения бокситов, марган­ цевых, титановых, хромовых руд, золота и алмазов.

Бокситовые руды добываются на Тимане (северо­-запад Респуб­лики Коми) на базе бокситового рудника, где пла­нируется сооружение Ухтинского глиноземного завода, а также пред­ приятия по выплавке алюминия. Другой район добычи бокситов — Северо­Онежский рудник, расположенный на западе Архангельской области, поставляет сырье для нужд глиноземного производства в г. Пикалево (Ленинградская область). Отсюда глинозем поставляет­ ся на местный Волховский алюминиевый завод.

На базе Парногского месторождения марганцевых руд в Респуб­лике Коми налажены их добыча и обогащение, пока в незначительном объеме. Тем не менее проблему добычи марганцевых руд следует вы­ делить особо, поскольку в России почти отсутствуют другие разраба­тываемые месторождения марганца, а потребность в нем очень вели­ ка, в частности на Череповецком металлургическом комбинате в Вологодской области.

Добыча титановых руд ведется шахтным способом на комплекс­ном Ярегском нефтетитановом месторождении в Республике Коми, где попутно с титановым сырьем осуществляется разработка запасов тя­желой нефти.

Начало промышленной добычи алмазов положено в Архангель­ской области, где начата промышленная разработка Ломоносовского месторождения, расположенного на побережье Белого моря, севернее г. Архангельска.

Прибалтийская округа (в пределах Ленинградской, Новго­родской и Псковской областей) относительно бедна полезными иско­паемыми, за исключением широко распространенных залежей торфа и строительного камня. На западе Ленинградской области расположе­ны эксплуатируемые запасы горючих сланцев и фосфоритов. В Новгородской области ведется добыча огнеупорной глины — в районе г. Бо­ровичи. К числу перспективных относятся запасы марганцевых руд (конкреций), разведанные на дне Финского залива.

Самая западная эксклавная Калининградская область также не­ богата минеральными ресурсами, за исключением крупнейших в мире запасов янтаря. Из других полезных ископаемых можно выделить за­ пасы бурого угля (не разрабатываются) и небольшие ресурсы нефти и газа на суше и шельфе Балтийского моря.

Население

Население СЗФО, составлявшее на 1 января 2006 г. млн че­ ловек, отличается высоким удельным весом городских жителей — свы­ ше 82%. Урбанизация нарастает в направлении северных регионов (максимальная в Мурманской области — 90%) и имеет абсолютное значение для Санкт­Петербургского мегаполиса.

Плотность населения на территории округа неравномерна в прибалтийских регионах, включая Калининградскую область, проживает всех жителей, свыше половины из них — в Санкт­Петербурге. На другом полюсе — автономный округ, где все население едва превышает 40 тыс. че­ловек, при плотности — 0,3 человек на 1 Естественный прирост населения в 2005 г. был кризисным (­8,4 че­ ловек на 1000 жителей).

Наиболее критических величин естественная убыль населения достигала в Псковской и Новгородской областях — соответственно и человек на 1000 жителей, — что свиде­ тельствовало о наличии в этих регионах социально-­экономического кризиса, индикаторами которого являются недостаточные инвестиции (в первую очередь в обрабатывающие производства), безработица и недоразвитость социальной структуры.

Существенный вклад в значительную естественную убыль насе­ления округа вносит также старая возрастная структура населения. Людей в пенсионном возрасте в С З Ф О уже в 1,5 раза больше, чем де­ тей до 16 лет (по России в целом — на Особенно старой возраст­ ной структурой населения (доля пенсионеров около населения, тог­ да как по России в целом — около выделяются Псковская и Новгородская области, что связано с многолетним оттоком молоде­ жи из этих регионов в предшествующие десятилетия.

Более молодой возрастной структурой населения (доля пенсионеров менее 15%) вы­ деляются северные территории АО, Республика Коми, Мур­манская область), куда до начала 1990­х гг. шел интенсивный приток молодежи, однако уже в ближайшие годы возрастная структура насе­ления в этих регионах может резко поменяться.

Старой возрастной структурой населения выделяется также г. Санкт-­Петербург, где лю­ дей в пенсионном возрасте также около четверти жителей. А посколь­ку доля детей здесь очень невелика (около населения — почти как в Москве), уже в ближайшее время численность пенсионеров в городе будет превышать численность детей более чем вдвое.

Подобную воз­растную структуру жителей имеют страны с самым старым населением в мире — Германия, Швеция и др. Свою экономику они уже давно могут развивать только за счет массового притока мигрантов.

Депопуляция, т.е. сокращение населения, — серьезнейшая демо­ графическая и социально­экономическая проблема федерального ок­руга, требующая как государственного стимулирования достижения положительных показателей естественного так и ре­гулируемого притока мигрантов (то и осуществляется в рамках новой федеральной демографической политики на период до 2025 г.).

И если естественный рост народонаселения в округе пока не восстанов­ лен, то внешний приток мигрантов в 2005 г. уже положительный: +3,3 тыс. человек по балансу обмена с другими округами и +8,6 тыс. че­ ловек по международному балансу со СНГ и дальним зару­ бежьем.

При этом стабильным миграционным притоком в С З Ф О вы­ деляются лишь г. Ленинградская и Калининградская области. Эти регионы постоянно имеют положительное сальдо мигра­ ционного баланса как с другими регионами округа, так и с большин­ ством остальных субъектов Российской Федерации и новых независи­ мых государств.

Особенно интенсивен относительный миграционный приток в Калининградскую область, где он часто перекрывает есте­ ственную убыль населения. Поэтому численность населения этого ре­ гиона страны по сравнению с началом 1990­х гг. увеличилась, тогда как во всех остальных регионах С З Ф О — сократилась.

Все остальные регионы СЗФО, как правило, имеют отрицатель­ ное сальдо миграционного баланса. Особенно интенсивен отток жите­ лей с северных территорий — из Республики Коми, Ненецкого АО, Мурманской и Архангельской областей.

В этих регионах выездная миграция является главной причинной сокращения численности на­ селения. Уезжает в основном молодежь и люди трудоспособного воз­ раста с детьми, что ведет к дальнейшему старению возрастной струк­ туры населения и усугублению демографических проблем.

С З Ф О отличается многонациональным составом населения, в котором преобладают русские (в их числе этнографическая группа по­ моров Европейского Севера), а также народы финской группы — ка­релы и коми. В Ненецком автономном округе и Мурманской области проживают малочисленные финноязычные народы Крайнего Севера — ненцы и саами.

В прибалтийских регионах — на границе с Финляндией и Эстонией — проживает небольшое число финнов и родственных им эстон­цев и малых народов — вепсов и Многонациональ­ностью отличается Санкт­-Петербург, где (как и в Москве) имеются диаспоры: украинская, татарская, народов Кавказа, эстонская и др.

В Калининградской области преобладает русское население, в мень­ шинстве — литовцы, белорусы и в небольшом числе — немцы, сюда из различных регионов РФ и еще ранее из СССР. Большинство народов округа исповедуют православие, которое вердилось в Новгородской и Псковской областях начиная с XI в., на Европейском Севере в последующие века.

В Калининградскую область оно пришло вместе с переселенцами из других регионов Рос­ сийской Федерации и союзных республик после 1945 г., когда регион вошел в состав нашего государства. Эстонцы и финны — большей ча­ стью протестанты. Встречаются представители и других конфессий: католики, мусульмане, иудаисты и др.

В СЗФО, где общая численность населения сокращается, проис­ ходит увеличение численности экономически активного населения, в том числе занятых в экономике. Стабильно сокращаются как уро­ вень безработицы, так и численность безработных.

Ведущие отраслевые комплексы

Богатство природными ресурсами, суровый климат на большой части территории обусловили особенности исторического развития и освоения СЗФО. Здесь основными отраслями рыночной специали­ зации в индустриальной сфере являются топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная), черная и цветная металлургия, много­ профильное машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, хими­ ческая, пищевая, рыбная промышленность, а в сельском хозяйстве льноводство, молочно­мясное скотоводство, оленеводство, рыболов­ство.

Произведенный в округе валовой региональный продукт, состав­ лявший к 2005 г. около всего продукта Российской Федерации, рас­ пределялся с перевесом в пользу отраслей товарного производства. Наиболее высокий вес имело промышленное производство — более при минимальном удельном весе сельского хозяйства — 2,5% (табл. 3.3).

В территориальном разрезе промышленное производство преоб­ ладает в Вологодской области (около 56% объема валовой продукции) и в Ненецком автономном округе (около 70%). Наибольший вес сель­ скохозяйственного производства был характерен для Псковской об­ласти — около.

Промышленный комплекс С З Ф О в последние годы отличался более высокими темпами роста добывающих производств относитель­ но обрабатывающих, в основном за счет освоения минерально­сырь­ евой, в том числе топливной, базы Европейского Севера, тогда как для прибалтийских регионов более характерен рост обрабатывающей промышленности.

Ведущие позиции в промышленном развитии регионов Европей- ского Севера к настоящему времени сохраняли черная и цветная метал­лургия (около 34% объемов производства), деревообрабатывающая и целлюлозно­-бумажная промышленность (около 17%) и топливная промышленность Местный металлургический комплекс осущест­ вляет прокат и выплавку стали (около всего производства в России).

Черная металлургия представлена тремя горно­обогатительными железорудными предприятиями: и Оленегорским ГОК в Мурманской области и Костомукшским ГОК в Карелии, а также ме­ таллургическим комбинатом полного цикла АО в г. Че­ реповце Вологодской области и передельным сталеплавильным и ме­ тизным заводом в г. Вяртсиля в Карелии. В 2005 г. АО «Северсталь» произвело около 7 млн т стали.

Примерно четверть продукции была отправлена на экспорт, в основном в США и страны Западной Евро­пы. Однако экспорт черных металлов сдерживается антидемпинговой политикой стран­импортеров, что препятствует росту объемов произ­ водства. Цветная металлургия представлена добычей бокситов и нефели­нов.

Выплавка алюминия осуществляется на заводах в г. Кандалакша (Мурманская область) и Надвоицы Медь, никель и ко­ бальт выплавляют на комбинатах «Североникель» и «Печенганикель» в Мурманской области, получающих сырье как с местных месторож­ дений, в значительной мере истощенных, так и с севера Красноярско­ го края, откуда медно­никелевые руды и концентраты доставляются Северным морским путем.

Лесопромышленный комплекс развивается в северных регионах на базе многочисленных центров лесопиления, а также крупных центров глубокой химической переработки древесины — целлюлозно­бумаж­ ных комбинатов в городах Архангельск, Новодвинск и Коряжма (Ар­хангельская область), Сокол (Вологодская область), Сыктывкар (Рес­публика Коми), Кондопога, Сегежа, Питкяранта (Республика Карелия).

В настоящее время комплекс находится в стадии техничес­кого перевооружения, направленного на глубокую переработку сырья, что позволит сократить все еще сохраняющийся невыгодный для стра­ ны вывоз круглого леса. В лесные производства приходят реальные отечественные и зарубежные прямые инвестиции (из скандинавских стран и США), которые должны обеспечить рост эффективности лес­ ного комплекса уже в ближайшие годы.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) обеспечивает на Евро­пейском Севере добычу угля, нефти и природного газа, переработку и транспортировку нефти и газа, а также производство электроэнер­гии. Добыча угля в Печорском бассейне в настоящее время несколько сократилась относительно прошлых лет и составляет около 13 млн т, или менее 70% производственных возможностей находящихся здесь
шахт.

Добываемые угли на коксующиеся. Они направляются на Че­реповецкий металлургический комбинат (70%), а также на предприя­тия Продолжается реструктуризация шахт, направленная на по­зводят бумагу, картон и целлюлозу. Налажено товарное производ­ тво деловой древесины, пиломатериалов, мебели. Значительная часть сырья завозится из районов Европейского Севера.

Ведущие комплексы промышленного производства в Калининград- области — машиностроение (более объема производства про­ дукции), пищевая (рыбная) промышленность — около трети продук­ции, топливно-­энергетический комплекс и лесообрабатывающие комплексы Машиностроение области специализируется на приборостроении, производстве электротехники (двигателей малой мощности), дорожном и подъемно­транспортном машиностроении, а также сборке легковых автомобилей ряда зарубежных фирм.

Глав­ные центры машиностроения — Калининград и Гусев. В комплексе осу­ ществляется частичная конверсия оборонных предприятий с перево­ дом их мощностей на производство медицинской аппаратуры, яхт, оборудования для фермерских хозяйств.

Рыбная промышленность — одна из главных в области, развивает­ся она на базе рыболовства в Балтийском и морях, Возмож­ но экспедиционного вылова рыбы и морепродуктов в Атлантике. В Калининграде функционирует крупный порт. Переработка рыбы ведется на рыбоконсервных комбинатах в го­ родах Калининграде, Светлый и Мамоново.

Рыбный комплекс нужда­ ется в обновлении морально и физически устаревшего рыболовецкого флота, реконструкции рыбоперерабатывающих Целлюлозно-бумажная области — комбинаты в городах Советск, Неман и Калининград — работает на привозном (из других регионов округа) сырье и экспортирует часть продукции.

Развитие топливно-энергетического комплекса региона обусловлено узостью собственной энергетической базы. Современная (2005 г.) добыча нефти в области (1,25 млн т) и природного газа (свыше 100 млн не удовлетворяет местных и может быть увеличена в пер­спективе на шельфе Балтийского моря. Для смягчения зависимости от внешних поставок электроэнергии (до 80%) в области построена новая современная ТЭЦ.

Сельское хозяйство СЗФО производит менее 6% продукций аг­рарного комплекса страны, которой приходятся на Ленинградскую, Вологодскую и Калининградскую области, где природно­климатиче­ские и экономические условия сельскохозяйственного производства благоприятны относительно северных регионов.

В северных регионах округа доминирует животноводство молочного­ мясного направления. Оно развито в Вологодской и на юге Ар­хангельской области. На Крайнем Севере развито оленеводство (до 0% поголовья оленей в РФ).

В прибалтийских регионах сельское хозяйство имеет пригородное, молочно­животноводческое, а также льноводческое направления. Основная его роль — обеспечение местного рынка, прежде всего Санкт­ Петербурга, картофелем, овощами и мясо­молочной продукцией.

В Калининградской области развиты молочно­мясное животно­ водство, свиноводство и птицеводство, а из отраслей растениеводства — зерновое (озимая пшеница, рожь, ячмень) и кормовое производство (многолетние травы и корнеплоды). Урожайность зерна, картофеля и овощей в области выше, чем в среднем по России. Тем не менее здесь существует дефицит продовольствия и отсутствует полноценная база по переработке сельскохозяйственной продукции.

Рыболовство в округе развивается, главным образом, в Мурман­ской области (около 580 тыс. т уловов в Баренцевом и Белом морях), а также Калининградской области (около 290 тыс. т уловов в Балтий­ском и Северном морях). В обоих регионах существуют серьезные про­ блемы, связанные с технической изношенностью рыболовных флотов, а также с организацией рыбного промысла, когда часть вы­ ловленной рыбы уходит за рубеж в ущерб внутреннему рынку.

Нефтегазовый комплекс обеспечивает добычу порядка 24 млн т нефти и 4 млрд природного газа на месторождениях Республики Коми и Ненецкого АО. Происходит постепенный сдвиг нефтегазодо­ бычи в сторону морского побережья, с перспективами ее выхода на шельф уже в ближайшие годы.

Ведущие позиции в промышленном развитии прибалтийских регионов округа (за исключением Калининградской области) сохраняли машиностроительный комплекс, пищевая промышленность, а также электроэнергетика и производство лесопродукции.

Машиностроительный комплекс представляет собой энергетиче­ ское и транспортное машиностроение, а также наукоемкие отрасли точного машиностроения — почти все предприятия в составе ВПК. Большинство крупных машиностроительных предприятий сконцент­ рировано в г. и Ленинградской области.

Отечествен­ное судостроение представлено здесь Адмиралтейским, Канонерским и Выборгским заводами, а также входящими в судостроительные ак­ тивы «Объединенной промышленной корпорации» Балтийским заводом, ЦКБ «Айсберг» и Северной верфью. В настоящее время на этих предприятиях выпускаются атомные ледоколы, современные танке­ ры и сухогрузы, рыболовные, исследовательские, а также военные суда.

Местные предприятия энергетического машиностроения — АО «Электросила» и «Ижорские заводы» (Колпино) выпускают паровые и гидравлические турбины, дизели, крупные электромашины. Киров­ский завод производит мощные тракторы, ПО «Светлана» — продук­цию электроники.

Комплексы быстро развивающейся пищевой промышленности представлены предприятиями, производящими мясо­молочные изделия, рыбные консервы, пивоваренную (компания «Балтика»), хлебобулочную и кондитерскую продукцию. Электроэнергетическое производство представлено в прибалтий­ ских регионах тепловыми, атомными и гидравлическими электростан­циями.

Наибольшее значение имеют Ленинградская АЭС (намечается увеличение ее мощностей), а также новая Северо­Западная ТЭЦ, от­личающаяся применением современных ресурсо­ и природосбере­ гающих технологий. Работа действующих Волховской, Свирских и дру­ гих ГЭС, а также строящейся гидроаккумулирующей станции в Ленинградской области должна обеспечивать пиковые нагрузки в ре­гионе.

Транспорт и отрасли непроизводственной сферы

Транспортный комплекс СЗФО различается по плотности инфра­ структуры в северных, прибалтийских регионах и Калининградской области. Наиболее высокая плотность железных и автомобильных до­ рог в Калининградской области — около 40 км и 300 км на 1000 территории.

Недостатком местных дорог общего пользования являет­ся их оторванность от общей сети дорог Российской Федерации, что удорожает транзитные перевозки, осуществляемые через территории Литвы и Белоруссии.

Калининградский морской порт увеличивает грузооборот (к на­ стоящему времени более 5 млн т) в условиях перераспределения рос­ сийских грузоперевозок из стран Балтии в отечественные порты и на­ лаживания морского паромного сообщения с Санкт­Петербургом.

Плотность автомобильных и железных дорог основных прибал­ тийских регионов Северо­-Запада вчетверо и вдвое выше аналогичной транспортной инфраструктуры регионов Европейского Севера и со­ ставляет соответственно 150 и 26 км на 1000 территории.

Санкт-Петербург является вторым по значимости в России (пос­ ле Москвы) железнодорожным узлом. Значение его возрастет еще боль­ше после завершения строительства скоростной магистрали Москва­ Развитие сети автомобильных дорог намечается за счет строитель­ ства новых современных автомагистралей как вокруг Санкт­-Петербур­г.

Роль Санкт-­Петербургского морского порта возросла после рас­пада СССР и сужения российского выхода к Балтике. Однако его мощ­ ности не рассчитаны на все виды грузов и не могут быть существенно расширены. Поэтому в последние годы было осуществлено строитель­ство экспортного нефтяного терминала в г. Приморске, мощности ко­ торого постепенно достигли нынешних 75 млн т сырой нефти в год и могут быть увеличены.

На южном побережье Финского залива в это же время был пост­ роен нефтепродуктовый терминал в бухте Батарейной, куда выведен трубопровод, транспортирующий продукцию нефтеперерабатыва­ ющих заводов Приволжского федерального округа. Еще один новый порт — универсальный, включающий экспортный угольный терминал, был введен в эксплуатацию.

Не теряет своего значения речной транспорт, выгодно использу­ ющий возможности трансевропейских речных и морских перевозок по маршрутам как внутрироссийских водных путей, открывающихся че­ рез и Волго­-Балтийское воднотранспортные со­ единения, так и через систему зарубежных водных соединений.

Все эти водные пути, связывающие Черное, Балтийское и Каспийское моря, фор­ мируют основу международного транспортного коридора Транспортный комплекс Европейского Севера можно считать раз­витым относительно других северных территорий страны.

Однако по автомобильных и железных дорог он в 5 раз уступает при­ балтийским регионам округа. Важнейшие железнодорожные и ав­ томобильные магистрали этой части округа имеют в основном межре­ гиональное направление и связывают Мурманск и Петрозаводск с Санкт­Петербургом и Москвой, Архангельск с Вологдой и далее с Москвой.

Широтные связи были сформированы Печорской желез­ной дорогой, выходящей на территорию Ямало­Ненецкого АО в преде­лах Полярного Урала и низовий Оби. Другое широтное железнодорож­ное соединение уже несколько десятилетий связывает Архангельскую область с Республикой Карелия, откуда из района г. Костомукша была проложена ветка в соседнюю Финляндию.

Прямая железнодорожная связь Архангельской области с Республикой Коми и регионами Сред­него Урала будет установлена после завершения строительства магистрали «Белкомур», конечными пунктами которой должны стать Архангельск и Пермь.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)