Районирование России и место в нем федеральных округов

Уже почти четыре века в различных странах констатируется наличие внутренних территориальных различий, которые нужно учитывать при их управлении и обосновании хозяйственного развития.

Первым теоретическим трудом, посвященным существованию региональной экономической науки как отдельной области знаний, можно считать работу Бернхарда Варениуса (Варена, опубликованную в 1650 г. в Нидерландах.

В России в начале X V I I I в. по указу Петра I была переведена на русский язык книга Б. Варениуса. Родоначальниками отечественной региональной науки можно считать В.Н. Татищева и Ломоносова который в г. впервые в мире ввел в научный оборот термин экономическая.

Наличие внутренних территориальных различий в стране определяет необходимость районирования, предполагает их учет при разработке сеток административно­территориального деления и экономических районов страны.

Существует несколько видов районирования территории страны: административно­территориальное, экономическое (общее или комплексное), проблемное, отраслевое; кроме того, имеются относительно новые виды районирования, охватывающие сопредельные части нескольких соседних стран, транснациональные экономические районы.

Основной структурной единицей в экономическом районировании, территориальном управлении и планировании развития России долгое время являлся экономический район, а с 2000 г. его модификация — федеральный округ.

Экономический район — это территориально и экономически целостная часть хозяйства страны, характеризующаяся своеобразием природных, исторических и экономических условий, а также исторически сложившейся специализацией хозяйства на основе территориального разделения труда, наличием внутрирайонных устойчивых и интенсивных хозяйственных связей.

Экономический район как базовая структурная единица в экономическом районировании является объективной территориальной категорией и представляет собой производное от развития производительных сил и природопользования на данной территории, имеет характерные природные, исторические, экономические и некоторые другие черты. Экономическое районирование является территориальной основой для управления хозяйством исключительно обширной по площади России — самого большого по территории государства в мире.

Первые обстоятельные работы в области экономического районирования России были выполнены во второй половине XVIII в. Чеботаревым г. — методическое описание Российской империи»), С И. Плещеевым (1786 г. — Российской империи»), в X I X в. К.И. Арсеньевым (1818 г. — «Обозрение физического состояния России»; 1842 г. — «Карта промышленности Европейской России»), Огаревым (1847 г. статистического распределения Российской империи»), Семеновым­Тян (1871 г. — «Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России»), Менделеевым в начале XX в. и «Торговля и промышленность Европейской России, но районам») А.И. Скворцовым, А.Н. Челинцевым и некоторыми другими исследователями и практиками.

Советское правительство с первых лет установления советской власти в России уделяло существенное внимание экономическому районированию страны. В СССР и в первую очередь в России была создана лучшая в мире районная школа экономической географии.

Основателями и основными разработчиками базовых идей и положений районной школы были Н.Н. Баранский Н.Н. Колосовский (1891­1954), Ю.Г. Саушкин В середине 1970­х гг. была создана новая ветвь экономической науки — региональная экономика; автором первых отечественных трудов в этом направлении стал Н.Н. Некрасов (1906­1984).

Для реализации разработанного и принятого в 1920 г. Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО) были выделены восемь районов: Северный, Центрально­Промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Кавказский, Западно­Сибирский, Туркестанский. Но в плане ГОЭЛРО экономическое районирование не охватывало всю территорию страны, оно не распространялось на Восточную Сибирь и Дальний Восток.

В 1921 — 1922 гг. Г.М. Кржижановский, председатель Госплана тех лет и руководитель работ по экономическому районированию страны, обеспечил научное обоснование и практическое выделение в границах СССР 21 экономического района: Центрально­Черноземного, Северо­Западного, Северо­Восточного, Вятско­Ветлужского, Средневолжского, Нижневолжского, Западного, Юго­Западного, Южного горно­промышленного, Кавказского, Уральского, Обского, Енисейского, Ленско­-Байкальского, Якутского, Дальневосточного, Западно­Казахстанского, Восточно­-Казахстанского, Среднеазиатского.

В гг. была разработана и утверждена новая сетка из укрупненных 13 экономических районов СССР: Центр, Северо­Запад, Европейский Север, Поволжье, Северный Кавказ и Нижний Дон, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток и вне России — Юг (Украинская ССР и Молдавская ССР), Запад (Белорусская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Эстонская ССР), Закавказье (Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР), Средняя Азия и Казахстан (Казахская ССР, Узбекская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР).

В 1963 г. сетку экономического районирования СССР снова уточнили, выделили 18 крупных экономических районов, в том числе в Российской Федерации — 10. В 1982 ввели новую сетку крупных экономических районов СССР — их в стране стало 19, в том числе в Российской Федерации районов: Северо­Западный, Северный, Центральный, Центрально­Черноземный, Волго­Вятский, Поволжский, Северо­Кавказский, Уральский, Западно­Сибирский, Восточно Сибирский и Дальневосточный.

Политические и социально-­экономические изменения, начавшиеся в нашей стране с конца 1991 г., вызвали к жизни новую форму экономических районов — федеральный округ. Федеральный округ — это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально­-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфраструктурой.

В 2000 г. для укрепления экономических районов в связи с необходимостью обеспечить точное выполнение государственных решений были выделены семь федеральных округов. Их границы только частично совпадают с границами выделенных ранее экономических районов, но практически полностью совпадают с границами военных округов России, а центры федеральных округов совпадают с местами дислокации штабов военных округов. Исключением являются только города Самара и Чита, где расположены штабы Приволжского и Сибирского военных округов. В таблице указаны федеральные округа, в скобках — их центры.

Распад в конце 1991 г. СССР и образование на его основе ряда новых независимых государств вызвали необходимость пересмотра концепции существовавшей системы экономического районирования в России.

В условиях перехода к рыночной экономике нужно было, преодолевая экономический кризис, ввести разумное территориальное планирование, наладить контроль за выполнением решений нового правительства демократической России в постсоциалистический период ее развития.

На новом историческом этапе развития России в целях сохранения ее целостности, укрепления федерализма, создания общероссийского рынка, совершенствования системы управления, в том числе территориального планирования и управления, было необходимо актуализировать сетку экономического районирования страны.

В последние лет произошли принципиальные сдвиги в размещении производительных сил (которые, естественно, не отражала действовавшая сетка экономических районов). Кроме того, в 1990­е гг. появились межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. В 2000 г. на базе семи ассоциаций экономического взаимодействия были внесены принципиальные изменения в экономическое районирование России.

На территории России были выделены семь федеральных округов в соответствии с указами Президента РФ: «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (от 13 мая 2000 г. № 849) и «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» (от июня 2000 г. № Границы этих федеральных округов не затрагивают (не нарушают) сложившееся административно­территориальное деление России, не меняют границы ее регионов (субъектов Федерации).

Выделение федеральных округов направлено на выработку модели административного управления макрорегионами, являющейся более удачной и действенной формой укрепления вертикали государственной власти в стране. Главной целью выделения федеральных округов т.е. практически значимых изменений в экономическом районировании, является укрепление государственности, предотвращение страны, ограничение чрезмерной суверенизации отдельных субъектов Федерации (такие процессы особенно интенсивно протека­ ли в начале 1990­х гг.).

Создание семи федеральных округов, — по сути, семи укрупненных экономических районов с непосредственным подчинением Президенту РФ — позволяет исправить возникшие в начале 1990­х гг. негативные процессы и не допустить их развития в дальнейшем.

В каждом федеральном округе Президент РФ назначает полномочного представителя, который сам формирует аппарат вверенного ему округа, обеспечивает качественное осуществление функций и задач, возложенных на него. Функции и задачи полномочного представителя определены Положением полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном Они призваны укрепить вертикаль исполнительной власти, сделать более результативным государственное регулирование социального и экономического регионов (субъектов Федерации) страны.

Решая возложенные на него задачи, Полномочный представитель Президента в федеральном округе осуществляет следующие основные функции:

  • проводит согласование действий, решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, входящих в округ;
  • обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти с исполнительными органами регионального уровня, а также с органами местного самоуправления, политическими партиями, другими организациями;
  • организует работу по реализации основных направлений внутренней политики в округе;
  • участвует в разработке программ социально­экономического развития территорий в пределах федерального округа;
  • осуществляет контроль за реализацией основных направлений внутренней политики и федеральных программ в округе;
    • обеспечивает составление докладов о социальном и экономическом положении в округе;
  • принимает активное участие в решении вопросов кадровой политики в субъектах Федерации, входящих в округ.

Основные социально­экономические показатели по федеральным на 2005 г. представлены в табл. 1.2.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)