Семья исламского права

«Ядро» данной правовой семьи внеправовое по своей сути. Оно образовалось благодаря развитию ислама, его влиянию на регулирование общественных отношений.

Термин «исламское право» в мусульманской традиции не используется, существуют понятия «шариат» и «фикх».

Шариат (дословно «правильный путь») — система требований к правоверному мусульманину, затрагивающая вопросы религиозной догматики, исламской этики и внешне выраженного поведения человека. Науку, извлекающую из шариата правила поведения, именуют практическим правоведением, фикхом.

Термином «усуль аль фикх» называют исламскую правовую доктрину, теоретическое правоведение, занимающееся поиском оснований правовых норм.

Усуль аль фикх сыграл очень важную роль в формирования мусульманского права. Долгое время исламское право существовало именно как правовая доктрина. Государственная власть не считалась источником правовых предписаний. Право развивалось благодаря деятельности исламских богословов правоведов (факихов). На сегодняшний день сформировалось несколько правовых школ (толков) исламского права.

Исламское право не знает деления на публичное и частное, хотя в целом это разграничение ему не совсем чуждо, учитывая деление субъективных прав на «права Аллаха» и «права людей».

Специфическими исламскими правовыми институтами являются вакф — «собственность Бога», институты отдельных видов преступлений (преступления против Бога, или худуд, преступления против личности, или кисас, и др.).

Религиозные источники исламского права — Коран и Сунна. В узком (формально юридическом) смысле источниками права являются правовая доктрина, нормативный правовой акт и правовой обычай.

Источниками права (как логическими методами извлечения правовых норм) выступают кыяс (суждение по аналогии) и масалих мурсала («исключенные интересы») — конструкция, «согласно которой основанием введения нормы могут признаваться реальные общие интересы людей, не противоречащие точно установленным Аллахом запретам и дозволениям».

Юридическая техника в странах исламского права имеет ряд особенностей. Они вызваны тем, что доктрина исламского права изначально предпочитала заниматься отдельным вопросами, а не построением единой, стройной системы права. Единство правовой терминологии было невозможно ввиду существования различных правовых школ и отсутствия иерархии между ними.

Лишь позже мусульманские правоведы начали вырабатывать общие для правовых толков нормы  принципы. Современная тенденция усиления нормативного правового акта как источника права также способствует созданию единообразных правил поведения.

Важно заметить, что ни в одном из существующих государств исламское право не является единственно действующей правовой системой, оно везде сочетается с неисламскими правовыми регуляторами.

Наибольшую роль исламское право играет в Саудовской Аравии и Иране, меньшую — в Катаре, Омане, Кувейте, Пакистане, странах Северной Африки. В некоторых государствах исламское право имеет локальное значение. Так, в северных областях Нигрии, где проживают народности хауса фулани, существуют шариатские суды.

Правовые системы многих мусульманских стран испытали влияние романо-германского и общего права (например, в Тунисе и Марокко — исламского и французского права), что привело к сочетанию правовых институтов различных семей. На правовые системы Судана и Ирака оказывало воздействие общее право (см. рисунок).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)