Русские не верят интернету

Всего лишь 2% россиян доверяют информации, размещенной в интер­нете. Такое исключительное недоверие особенно удивительно на контрасте с некоторыми западными странами, где интернет считается не менее надежным источником информации, чем ТВ. У нас же люди больше всего верят президенту и церкви, а каждый четвертый вообще не доверяет никому.

К Дню российской печати 13 января РОМИР приурочил исследова­ние, отражающее отношение граждан России к средствам массовой ин­формации и к проблемам СМИ. Всего было опрошено 1500 россиян в возрасте от 18 лет и старше.

На вопрос «Каким общественным институтам Вы доверяете в наиболь­шей степени?» предлагалось выбрать один или несколько вариантов. Ответы распределились следующим образом: президенту России (50%), не доверяю никому (28%), церкви (14%), правительству, армии, СМИ (по 9%).

Второй вопрос звучал так: «Какой источник информации вызывает у Вас наибольшее доверие?» Как ни странно, но наибольшее доверие вы­зывает центральное телевидение (39%, огромный отрыв от других СМИ). Интернет вызывает наименьшее доверие: всего 2%. Рейтинг доверия у интернета меньше, чем у центральной прессы (8%), центрального радио (7%), регионального телевидения (4%), регионального радио (3%) и ре­гиональной прессы (3%). Может утешить только весьма существенная доля тех, кто «доверяет всем в равной степени» (13%). С другой стороны, 20% опрошенных не доверяют никому.

Эксперты РОМИРа оценивают полученные данные как весьма оче­видные. Телевидение на данный момент является наиболее доступным и массовым СМИ, поэтому доверие к нему чрезвычайно велико. Интернет как интеллектуальная высокотехнологичная форма СМИ вызывает пред­почтение у молодых людей (18—24 лет), специалистов с высшим образо­ванием и студентов.

Кроме всего прочего, гражданам было предложено ответить на во­прос «Как Вы считаете, нужна ли цензура в средствах массовой инфор­мации?» Здесь результаты вообще шокирующие. Абсолютное большинство опрошенных (76%) в той или иной форме считают необходимым наличие цензуры в средствах массовой информации (обязательно нужна — 41%, ско­рее нужна — 35%). Противоположной точки зрения придерживаются всего лишь 19% респондентов (совсем не нужна — 6%, скорее не нужна — 13%). Затруднились с ответом на данный вопрос 5% участников исследования.

Несколько интересных фактов. В наибольшей степени испытывают по­требность в цензуре респонденты, проживающие в Уральском и Сибирском федеральных округах, в наименьшей — в Южном. Жители мегаполисов при­держиваются более умеренной позиции по вопросу о необходимости цензу­ры, чем в среднем по выборке.

Женщины в большей степени заинтересо­ваны в появлении цензуры в СМИ, чем мужчины. Число сторонников на­личия цензуры в СМИ возрастает вместе с возрастом респондентов и достигает максимального значения в старших возрастных группах.

Однако в России интернет неоднократно демонстрировал боль­шую оперативность и доступность, чем бумажные СМИ. В кризис­ные периоды нашей новейшей истории, например во времена ГКЧП, e-mail и интернет оказывались единственными источниками инфор­мации для многих как в России, так и за рубежом.

В то время как те­левидение и радио молчали, очевидцы, наблюдая происходящее из окон своих домов, описывали свои впечатления и тут же публикова­ли их в сети. Интернет, таким образом, доказывал невозможность тоталитарного контроля за информационными потоками.

Тем не менее факт недоверия к интернет-публикациям подтвер­ждается объективными исследованиями. Это заставляет задуматься об эффективности интернета для решения традиционных задач СМИ. В частности, у многих представителей традиционных СМИ возникает сомнение в эффективности создания своих сайтов. Дейст­вительно, зачем что-то вещать, если ты не будешь услышан, а если и будешь услышан, то не должным образом.

Не исключено, что изначально в исследованиях репрезентативно­сти интернет-публикаций присутствовала методологическая ошибка. Вопрос «Доверяете ли Вы тому, что читаете в интернете?» не коррек­тен потому, что интернет не читают.

Его просматривают затем, чтобы одним взглядом оценить диспозицию различных информационных блоков относительно друг друга. Расположение заголовков, элементов дизайна, кнопок и иконок, т.е. структура сообщения, а не сами сооб­щения являются информативными, и именно о достоверности такого рода информативности следовало бы спрашивать.

Впрочем, и спраши­вать даже не нужно, так как показателем доверия к сайту является его посещаемость и, соответственно, рейтинг в поисковых системах. Вот почему при 10% не доверяющих интернету, 55% с удовольствием по­сещают интернет-порталы, в том числе и новостные.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)