Редакционные системы

Выделяют следующие редакционные системы, которые необхо­димо рассматривать как составляющие (подсистемы) системы массо­вой коммуникации:

  • газетная;
  • журнальная;
  • книжная;
  • радиовещательная;
  • телевизионная;
  • веб-система.

Газетная редакционная система

Ее предмет — информационно-коммуникативные продукты, от­ражающие динамичное содержание явлений текущей действительно­сти, их изменчивость, событийность. Они существуют в форме ре­портажа, отчета, корреспонденции, статьи, зарисовки, очерка, ком­ментария и др.

Для газеты характерно реагирование на факты, еди­ничные проявления текущей действительности: конкретные события (событийная информация), действия и особенности конкретных лю­дей, место и время происходящего. Задачей газеты остается выделе­ние из событийного потока того, что является типичной характери­стикой времени.

Отражение актуальных событий дополняется аналитикой, рас­следовательской журналистикой, публицистикой, представленных в форме комментария, статьи, обозрения, очерка, фельетона, эссе и др. На газетной площади также находится место и научным, художест­венным произведениям.

Редакции газет позиционируются на информационном рынке, создавая свою специфику, которая определяется рядом факторов:

  • периодичностью выхода (например, два-три раза в день, ежедневно, еженедельно);
  • временем выхода (например, утренняя газета);
  • базовой тематикой (например, «Литературная газета», «Учительская газета»);
  • позицией (например, оппозиционные газеты, официальные газеты и т.п.);
  • сферой распространения и тиражом (всероссийские, региональные, местные, отраслевые, многотиражки);
  • характером аудитории (например, молодежная газета);
  • информационной задачей (например, газета «Из рук в руки»);
  • образовательным и культурным уровнем целевой аудитории (например, так называемая «желтая» пресса).
Функция газетной редакционной системы определяется функциями журналистского, публицистического творчества. «Редакционная га­зетная система формирует такие массовые коммуникации, в резуль­тате которых в сознании людей отражается постоянно обновляемая, с учетом происходящих перемен, живая, динамичная картина текущей действительности.

Происходит своевременная корректировка зна­ний, оценок, мнений, целей и методов деятельности в соответствии с динамикой и характером развития, изменения условий жизни обще­ства» (Шкондин, 2002).

Структура газетной редакционной системы. Деятельность газеты опирается на широкий круг корреспондентов, работающих в штате редакции, а также внештатных корреспондентов и авторов. Газеты могут создавать сеть собственных корреспондентов и собкоровских пунктов в стране и за рубежом. Подобная практика поддерживается системой аккредитации, дающей право корреспондентам работать на постоянной основе в организациях и странах.

Журнальная редакционная система

Журнал в отличие от газеты в большей степени ориентирован на аналитическую и обзорную информацию, чем на актуальный репор­таж. Журнал также более требователен к целостности и согласован­ности материалов.

Если газета в какой-то степени мозаична (в логи­ческом смысле), то журнал монолитен, что требует от редакции оп­ределения рядоположенности и последовательности материалов при их синтетичности и многослойности.

Журнал — это не фотография текущей действительности, а ее портрет, выраженный средствами аналитической и художественно-публицистической журналистики, в котором акцентуируются типо­логии, тенденции и прогнозы социально-культурных .процессов.

Журнал также значительное место уделяет продуктам художествен­ного и научного творчества. Иными словами, журнал — и анализа­тор, и собственно производитель продуктов социально-культурных и интеллектуальных практик.

Функция журнальной редакционной системы — формировать и поддерживать массовые коммуникации, способствующие формиро­ванию образа актуальных социокультурных процессов в массовом сознании, определяющих социально-политическую, художественную и научную картины мира, т.е. того, что мы обозначили как виртуаль­ный эйкос.

Структура журнальной редакционной системы. Журнал в большей степени, чем газета, ориентируется на привлечение специалистов из других сфер деятельности. Видоизменяется и характер журналист­ского труда, который вбирает в себя и редакторские функции. Штат­ный сотрудник редакции журнала — это интерфейс между авторами: врачами, литераторами, экономистами, консультантами, философа­ми и аудиторией журнала.

Книжная редакционная система

Книжная редакционная система управляет в основном неперио­дическими изданиями. Ее продукция непреходяща, хотя также зави­сит от времени. Главные действующие лица в структуре книжной редакционной системы — редактор и автор.

Функция книжной редакционной системы — создавать книжную продукцию, ориентируясь на качество литературного материала, его общественную и художественную значимость и ситуацию на рынке.

Структура книжной редакционной системы. Книжная редакцион­ная система базируется на издательстве, обладающем своими осо­бенностями, связанными с сектором книжного рынка, на котором позиционируется издательство. Редакция издательства комплектует­ся специалистами, обладающими помимо редакторских навыков и знаний еще и уверенной ориентацией в той сфере, в которой работа­ет издательство.

Редакционная система электронных СМИ

(радио и телевидение)

Редакции электронных СМИ в зависимости от их позициониро­вания на информационном рынке в значительной степени наследуют задачи, функции и структуру газетных и журнальных редакционных систем.

Вместе с тем в электронных СМИ появляются новые функцио­нальные роли. Например, ведущий телешоу, диск-жокей. Появляют­ся также такие специфические для радио и телевидения роли, как музыкальный редактор, дизайнер студии, стилист, редактор видео­монтажа и т.п. Это означает, что электронные средства массовой ин­формации значительно дополняют профессиональный профиль ре­дактора и соответственно редакторской сферы в целом.

Веб-редакционная система

Спектр функций веб-редактора распространяется от редактиро­вания веб-страниц, кодировки исходного материда для представле­ния на сайте до управления сайтом и его телекоммуникационным окружением. Кроме того, редакция сетевого издания наследует функ­ции и газетных, и журнальных, и книжных, и, естественно, элек­тронных редакционных систем.

В зависимости от масштаба веб-издания эти функции может осуществлять один или несколько специалистов. В любом случае главный редактор веб-издания должен ориентироваться не только в литературных и информационных особенностях материала, но и в технологиях его представления на сайте, а также в управлении пове­дением информационного ресурса, которым является сайт, в гло­бальном телекоммуникационном пространстве интернета.

Таким образом, перечень базовых функций редакционной систе­мы дополняется функциями управления интерактивными коммуни­кациями. Причем для веб-редакций эти функции становятся приори­тетными.

Функция веб-редакционной системы — создавать, поддерживать и обновлять гипертекстовые информационные ресурсы, обеспечивая их связь с другими ресурсами и их потребителями, ориентируясь на современный уровень телекоммуникационных технологий.

Структура веб-редакционной системы. В зависимости от задач веб-издания веб-редакция может быть автономным образованием или подструктурой медиахолдинга. Так, например, может работать сайт обычной газеты, если его задача ограничивается калькировани­ем опубликованных материалов.

Штат веб-редакции, кроме тради­ционных для редакции газеты специалистов, комплектуется специа­листами в области веб-дизайна, программистами (знакомыми с язы­ками веб-программирования и работой с базами данных), сотрудни­ками, обеспечивающими информационную безопасность сайта, со­трудниками, на которых возлагается обязанность осуществлять раскрутку сайта, сотрудников, ответственных за переписку с посетите­лями сайта, сотрудников службы технической поддержки, постоян­ных посетителей сайта (журналистов и читателей) и т.п.

Кроме глав­ного редактора за управление ресурсом отвечает администратор сай­та, обеспечивающий работоспособность ресурса и соответствие его технологических характеристик. Администратор, как правило, обла­дает наиболее полными правами доступа к данным и настройкам сайта и отвечает за распределение этих прав доступа между сотруд­никами редакции.

Он также отвечает за безопасность ресурса, т.е. за защиту от хакерских атак, мониторинг несанкционированных публи­каций издания на других сайтах, восстановление информации в слу­чае сбоев и др.

Если веб-редакцией поддерживается свой форум, то появляется необходимость администрирования не только сайта, но и форума, а также модерирование дискуссионных тем. Последняя функция под­разумевает постоянную поддержку дискуссий, а также фильтрацию публикаций, нарушающих устав форума. Такая роль называется «модератор».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)