Павел Николаевич Филонов

В аналитическом искусстве Филонова сложные композиции складывались из мелкой мозаики элементарных геометрических форм — «цветных атомов». Филонов напоминал древних пророков.

Во всем его облике было нечто неподкупное убежденное, за словами чувствовалась глубина мысли, глубина внутреннего мира необыкновенного человека.

Это был аскет, наподобие Н. Ф. Федорова, питавшийся картошкой и черным хлебом. Произведения свои он отказался продавать, говоря, что все его творчество — единый исследовательский труд, из которого нельзя вырывать страницы.

Все оно, по его словам, принадлежит народу.

Революция в мировом искусстве, которую предложил Филонов, заключалось в том, что искусство соединяется с наукой в изучении объекта, и человек своим анализом и мозгом «видит там, где вообще не берет глаз художника».

Он считал, что произведение есть сплав интуитивного потока «содержания» и «аналитической сделанности». Было у Филонова и понятие «мистической сделанности», когда краска становится живой, напряженной тканью.

Филонов различал четыре направления в искусстве: реализм как изображение натуры точь-в-точь; «аналитическое искусство» в виде «примитива» на основе неполного знания о природе; «натурализм», опирающийся на научное представление о жизни; «чистую абстракцию», позволяющую выражать что угодно.

Несмотря на интенсивные искания в разных направлениях на протяжении всего советского времени, господствующим течением в живописи оставался реализм.

Вершиной советского изобразительного искусства стала живопись Ильи Сергеевича Глазунова (р. 1930), но в ней же видно стремление вернуться обратно в старую Русь, что, конечно, невозможно.

Нельзя замкнуться в себе после периода открытости. Малочисленные представители других направлений объединялись под общим именем авангардистов.

Среди них наибольшую известность приобрел эмигрировавший в США Михаил Шемякин (р. 1943), а внутри страны — Анатолий Зверев (1931 — 1986), который использовал в качестве красок все, находящееся под рукой. Пикассо назвал его лучшим рисовальщиком XX в.

Скульптура. В первые же годы советской власти большевики осуществили идею монументальной пропаганды, заимствованную у итальянского утописта XVII в. Томазо Кампанеллы.

Был составлен список великих людей, которым должны быть установлены памятники, в частности Л. Н. Толстому, Ф. М. Достоевскому, Ф. И. Тютчеву, Г. С. Сковороде, М. В. Ломоносову, Д. И. Менделееву, Андрею Рублеву, М. А. Врубелю, М. П. Мусоргскому, А. Н. Скрябину. Одновременно сносили памятники царям.

В постсоветское время их стали восстанавливать, не всегда на том же месте. Так, памятник Александру II, который стоял первоначально в Московском Кремле, воссоздали около восстановленного Храма Христа Спасителя, где прежде стоял памятник Александру III.

Официальные скульпторы — Вера Игнатьевна Мухина (1889—1953), Анна Семеновна Голубкина (1864—1927) и др. трудились не покладая рук над созданием памятников вождям и рабочим, а позднее царям (Николай II работы В. М. Клыкова; 1939—2006).

Наибольшую известность приобрел неофициальный скульптор Эрнст Неизвестный (р. 1925). Традиции русской деревянной скульптуры продолжил Сергей Тимофеевич Коненков (1874—1971).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)