Руководство сюжетно-ролевыми играми у детей

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью ребёнка. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, – их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят в жизни и деятельности взрослых.

Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания. Игра – отражение жизни. Здесь всё «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства переживания подлинны, искренни.

Ребёнок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» лётчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасностей, по-настоящему гордится своей победой. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.

Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь.

Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать целенаправленность Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие.

Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок размышляет над тем, что видел, о чём ему читали и говорили: смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. В нашей группе 17 детей. Наблюдая за их игровой деятельностью, мы с первых дней заметили, что каждый играет со своей игрушкой, для сов- местной игры ребята не объединяются, а часть из них вообще не играла, а только наблюдала.

Часто возникал конфликт из-за игрушек: многим хоте- лось, например, поиграть именно с этой куклой, с машинкой, которых не хватало для всех. Эти обстоятельства выдвинули задачу добиться объединения детей в совместных играх, выработать доброжелательное отношение друг к другу, умение договориться, во что и как они будут играть.

Начали работу с того, чтобы как можно удобнее расположить игровой материал в группе. Игровое пространство с учётом гендерного развития разделили на две зоны: для девочек и для мальчиков (кукольную комнату и кухню в одном месте, машины и строительный материал в другом). Игрушки на полках и в шкафах разложила так, чтобы их удобно было до- стать и убрать после игры (на уровне детских глаз).

Интересно
В процессе наблюдения детских игр наметили приёмы воспитания детей в игре. Поставили задачи, как научить распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное, оказывать посильную по- мощь товарищам, уступать игрушку. Но при этом мы поставили задачи не только по отношению ко всему коллективу, но и к отдельным ребятам. Эти задачи старались реализовать в процессе планирования, организации и проведения сюжетно-ролевых игр.

Мы наметили основные направления: – обогащение содержания игр; – формирование разнообразных устойчивых интересов; – воспитание умений организованно играть в небольших игровых группировках; – сговариваться по поводу игры; – поддерживать в игре дружелюбные отношения.

На основе изучения литературы, на основе практики мы выделили основные приёмы и методы руководства сюжетно-ролевыми играми младших дошкольников: совет, предложение темы игры, вопрос, напоминание о том, что наблюдали, подбор игрового материала, чтение художествен- ной литературы, беседы, поощрения, участие воспитателя в игре, обыгрывание игрушек и т. д.

Дети нашей группы чаще всего любят играть в игру «Семья». На при- мере этой игры расскажу, как мы устанавливали взаимосвязь между сюжетами игр, умением руководить игрой, усложнять её содержание и т. д. Начали с того, что детям прочитали книгу «Девочка и кукла», рассмотрели иллюстрации. После чтения вместе с детьми провели сравнение, как это всё проводится в их семье: чем занимаются родители и сами ребята в выходные дни.

Женя К. и Мирон С. рассказали о членах семьи, кто какие обязанности выполняет (мама готовит, убирает, папа чинит игрушки, выбивает пыль из ковра и т. д.) Агата П., Боря К., Маруся В. рассказали о том, какая мебель находится в квартире. Затем ребятам предложили атрибуты для оборудования спальни, кухни, детской комнаты. Желающих оказалось много. Но для начала мы предложили этим заняться Варе Г., Ма- русе В. и Мирославе К. Девочки очень старались.

По своей инициативе протёрли все полочки, перемыли посудку, из цветной бумаги сделали коврики. Они радовались, что так красиво стало в игровом уголке. В игру включились мальчики: Федя З., Саша Д., но игра не получилась. Несмотря на то, что начальный интерес к игре «Семья» был проявлен многими детьми, они не смогли сосредоточиться на определённом сюжете и интересно его развивать.

Оказалось, что подготовка материальных условий для игры сама по себе не приводит к возникновению интересного сюжета. Чтобы игра возникла и развивалась, необходим запас ярких и эмоциональных впечатлений о труде родителей и их заботе о детях. Таких представлений у детей было ещё недостаточно. И поэтому в последующей своей работе мы старались больше уделять этому внимания.

Например: Алиса Л. пришла в детский сад после болезни, и я побеседовала с ней в присутствии других ребят о том, что у неё болело, как мама и папа заботились о ней, чем лечили. С целью обогащения знаний детей о труде взрослых, нам пришлось привлечь и самих родителей. Мы договорились с ними, чтобы они дома давали ребятам поручения.

Потом дети делились в группе своими впечатлениями. Сведения, полученные детьми на занятиях, в повседневной жизни и дома, безусловно, отразились в ролевой игре, пополнили её со- держание.

Развитию содержания игры «Семья» способствовали также дидактические игры и инсценировки: «Уложим куклу спать», «Одень – раздень куклу», «Искупаем куклу» и т. д.
Прежде чем начать какую-либо игру, мы задавали детям вопросы: – Во что бы вы хотели поиграть? Кем вы будете в игре? Какие игрушки вы для этого возьмёте?

Это заставляло ребят задумываться, самим определять тему игры. После этого наблюдали, как же дети выполняют задуманное. Мы старались поддержать интерес выбранной темы своим одобрением, подобрать соответствующие игрушки, а часто и сами принимали участие в играх. У ребят игра обычно начинается с того, что кто-то предлагает тему, остальные это предложение поддерживают, а потом каждый выбирает себе роль.

Интересно
Например: ребята начали играть в игру «Детский сад», то сразу же возник спор между девочками. Оказывается, все хотели быть воспитателями. Пришлось вмешаться в их спор и объяснить, что в детском саду работают не одни воспитатели. При помощи наводящих вопросов выяснили: – А кто же готовит детям обед? Делает прививки? Убирает в групповой комнате?

И девочки стали вспоминать то, что они видели на кухне, в медицинском кабинете, на прачечной во время целевых экскурсий. Спор утих. Алису Ф. выбрали на роль воспитателя, Маруся В. согласилась стать мед- сестрой, Агата П. Женя К. готовили обед. Вспомнили, как часто видели на прогулке, что машина привозит в детский сад продукты. Алёша включился в игру в качестве водителя. И оказалось, что в этой игре каждый может найти себе роль по желанию.

В каждой игре особое внимание уделяем индивидуальным особенностям детей. Есть дети активные и пассивные. Активные дети часто берут на себя все ведущие роли. Вот здесь и возникают трудности. Задача воспитателя здесь состоит в том, чтобы одни дети не подавляли других – застенчивых. Некоторые ребята имеют необходимый запас знаний об окружающем, о какой – либо профессии, имеют необходимые игровые навыки, но в силу природной застенчивости, робости зачастую остаются в стороне или безропотно соглашаются на второстепенную роль.

Поэтому с такими ребятами мы проводим индивидуальную работу и вне игры. Чтобы помочь этим детям прочнее войти в детский коллектив, мы начали чаще давать им небольшие поручения: полить цветы, помочь товарищу в чём – либо, помочь воспитателю, няне и т. д. После выполнения задания обязательно обращали на это внимание других детей, чтобы поднять авторитет этих детей в глазах сверстников.

Чаще использовали такие приёмы как поощрение, подбадривание. Больше привлекали их к совместным играм с детьми. Вначале мы предлагали им интересные, но несложные роли, которые бы они смогли вы- полнить. А со временем эти роли усложнялись. И в конечном результате у каждого ребёнка обнаруживаются хорошие качества, способности, умения, которые помогли им завоевать уважение товарищей.

В начале своей работы мы просто ввели очерёдность в выполнении главных ролей, но потом поняли, что не каждый ребёнок может справиться с ролью, что от этого пострадает он сам и совместная игра. По- этому мы стали больше уделять внимание интересам детей, особенностям их характера, творческим возможностям. На основании полученных наблюдений мы стараемся распределять роли между детьми с учётом их индивидуальных особенностей.

Очень часто сюжетно – ролевые игры переплетаются между собой. Например: если дети организовали игру «Парикмахерская», то целесообразно предложить им ещё одну, например игру «Семья». Лучше развивается сюжет этих игр: «Мамы» с «дочками» приходят в парикмахерскую, делают причёски, затем возвращаются домой или идут в гости и т. д. Если видим, что сюжет игры не разворачивается, то говорим детям: «А у Машиной дочки сегодня день рождения.

Она приглашает вас всех к себе в гости, правда, Маша?». Девочка соглашается, и игра продолжается. Маруся начинает готовить угощение гостям, другие «идут» в магазин за подарком, в парикмахер- скую привести себя в порядок и т. д. Такой способ организации мы считаем наиболее приемлемым. Больше детей вовлекается в игры, игра становится более длительной, создаются условия для формирования дружеских взаимоотношений.

Игра «Водители» в нашей группе началась с беседы о транспорте. По- говорили с детьми о том, какие они знают машины, для чего они предназначены, кто ими управляет. Сообщили детям, что у Бори К., Миши Г. Лёни С. папы работают водителями. Беседуя с папой Бори К., предложили ему рассказать детям о своей профессии.

В октябре у нас состоялась встреча. Алексей Борисович рассказал ребятам, как он трудится, что у него трудная, но интересная профессия. Дети были в восторге, но особенно приятно было самому Борису. Эта встреча способствовала ещё большему укреплению интереса детей к этой игре. Не остались в стороне и родители. Они охотно откликнулись на просьбу изготовить атрибуты и починить поломавшиеся машинки. Папы Бори К. и Мирославы К. изготовили рули, родители Агаты П. и Алёши П. смастерили шапочки – маски с изображением всех видов транспорта.

Игра «Водители» тесно перекликается с игрой «Строительство», по- скольку водители привозят необходимые материалы. Показ приёмов строительства происходит в повседневной жизни и на занятиях, в игре с кубиками, мелким строительным материалом. Очень содержательно эти игры проходят в тёплый период года, на участке в играх с песком.

Из мокрого песка ребята сооружали то, что им больше нравилось и обыгрывали с выносным материалом. Играют наши дети и в игру «Парикмахерская». С детьми провели беседу о труде парикмахера, рассмотрели иллюстрации, необходимые атрибуты (зеркало, ножницы, расчёски, накидка).

В начале игры принимали на себя главную роль, но постепенно на эту роль стали привлекать и самих ребят. Выбирали самых активных: Варю Г., Женю К. Не забывали и про мальчиков. Постоянно напоминали детям, что парикмахер не грубит, а вежливо обращается к клиенту, выполняет свою работу добросовестно.

Очень часто дети были в больнице, в кабинете медсестры. Поэтому игру «Больница» дети организовали сами. Мы только объяснили им, какие функции выполняет врач (слушает, осматривает ребёнка, советует «маме» как лечить его) и медсестра (выписывает рецепты, взвешивает детей, измеряет рост, ставит уколы). Для этой игры у нас подобран разнообразный материал. В ходе этой игры стараемся каждый раз внести новый атрибут.

Объясняем, для чего он нужен и как его используют. Это вызывает к игре ещё больший интерес. Одной из любимых игр ребят является игра «Магазин». К изготовлению атрибутов для этой игры мы привлекли родителей и детей. На занятиях по лепке, в свободное время дети лепили из солёного теста разнообразные овощи и фрукты, бублики и баранки, сладости, раскрашивали по- лучившиеся изделия.

Интересно
После этого дети использовали все эти изделия в своей игре. Руководя играми, мы уделяли наибольшее внимание воспитанию в детях вежливости, дружбы, умению считаться с коллективом, в нужную ми- нуту включались в игру и тактично разбирались в конфликте. Чем дальше и внимательнее мы наблюдали за детьми, тем лучше узнавали каждого, намечали пути воздействия на поведение детей с целью развития положи- тельных сторон личности каждого ребёнка.

Но нужно не только научить детей играть, но и дать им через игру знания, воспитать в них нравственные качества. Во время игры мы старались всегда прийти им на помощь: выбрать нужные игрушки, место для игры, распределить роли. В результате проделанной работы игра стала неотъемлемой частью жизни и деятельности детей. У них появились такие качества, как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами, а главное – дружить.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)