Руководство сюжетно-ролевыми играми у детей
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью ребёнка. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, – их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят в жизни и деятельности взрослых.
Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания. Игра – отражение жизни. Здесь всё «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства переживания подлинны, искренни.
Ребёнок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» лётчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасностей, по-настоящему гордится своей победой. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.
Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь.
Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать целенаправленность Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие.
Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок размышляет над тем, что видел, о чём ему читали и говорили: смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. В нашей группе 17 детей. Наблюдая за их игровой деятельностью, мы с первых дней заметили, что каждый играет со своей игрушкой, для сов- местной игры ребята не объединяются, а часть из них вообще не играла, а только наблюдала.
Начали работу с того, чтобы как можно удобнее расположить игровой материал в группе. Игровое пространство с учётом гендерного развития разделили на две зоны: для девочек и для мальчиков (кукольную комнату и кухню в одном месте, машины и строительный материал в другом). Игрушки на полках и в шкафах разложила так, чтобы их удобно было до- стать и убрать после игры (на уровне детских глаз).
Мы наметили основные направления: – обогащение содержания игр; – формирование разнообразных устойчивых интересов; – воспитание умений организованно играть в небольших игровых группировках; – сговариваться по поводу игры; – поддерживать в игре дружелюбные отношения.
На основе изучения литературы, на основе практики мы выделили основные приёмы и методы руководства сюжетно-ролевыми играми младших дошкольников: совет, предложение темы игры, вопрос, напоминание о том, что наблюдали, подбор игрового материала, чтение художествен- ной литературы, беседы, поощрения, участие воспитателя в игре, обыгрывание игрушек и т. д.
Дети нашей группы чаще всего любят играть в игру «Семья». На при- мере этой игры расскажу, как мы устанавливали взаимосвязь между сюжетами игр, умением руководить игрой, усложнять её содержание и т. д. Начали с того, что детям прочитали книгу «Девочка и кукла», рассмотрели иллюстрации. После чтения вместе с детьми провели сравнение, как это всё проводится в их семье: чем занимаются родители и сами ребята в выходные дни.
По своей инициативе протёрли все полочки, перемыли посудку, из цветной бумаги сделали коврики. Они радовались, что так красиво стало в игровом уголке. В игру включились мальчики: Федя З., Саша Д., но игра не получилась. Несмотря на то, что начальный интерес к игре «Семья» был проявлен многими детьми, они не смогли сосредоточиться на определённом сюжете и интересно его развивать.
Оказалось, что подготовка материальных условий для игры сама по себе не приводит к возникновению интересного сюжета. Чтобы игра возникла и развивалась, необходим запас ярких и эмоциональных впечатлений о труде родителей и их заботе о детях. Таких представлений у детей было ещё недостаточно. И поэтому в последующей своей работе мы старались больше уделять этому внимания.
Например: Алиса Л. пришла в детский сад после болезни, и я побеседовала с ней в присутствии других ребят о том, что у неё болело, как мама и папа заботились о ней, чем лечили. С целью обогащения знаний детей о труде взрослых, нам пришлось привлечь и самих родителей. Мы договорились с ними, чтобы они дома давали ребятам поручения.
Потом дети делились в группе своими впечатлениями. Сведения, полученные детьми на занятиях, в повседневной жизни и дома, безусловно, отразились в ролевой игре, пополнили её со- держание.
Это заставляло ребят задумываться, самим определять тему игры. После этого наблюдали, как же дети выполняют задуманное. Мы старались поддержать интерес выбранной темы своим одобрением, подобрать соответствующие игрушки, а часто и сами принимали участие в играх. У ребят игра обычно начинается с того, что кто-то предлагает тему, остальные это предложение поддерживают, а потом каждый выбирает себе роль.
И девочки стали вспоминать то, что они видели на кухне, в медицинском кабинете, на прачечной во время целевых экскурсий. Спор утих. Алису Ф. выбрали на роль воспитателя, Маруся В. согласилась стать мед- сестрой, Агата П. Женя К. готовили обед. Вспомнили, как часто видели на прогулке, что машина привозит в детский сад продукты. Алёша включился в игру в качестве водителя. И оказалось, что в этой игре каждый может найти себе роль по желанию.
В каждой игре особое внимание уделяем индивидуальным особенностям детей. Есть дети активные и пассивные. Активные дети часто берут на себя все ведущие роли. Вот здесь и возникают трудности. Задача воспитателя здесь состоит в том, чтобы одни дети не подавляли других – застенчивых. Некоторые ребята имеют необходимый запас знаний об окружающем, о какой – либо профессии, имеют необходимые игровые навыки, но в силу природной застенчивости, робости зачастую остаются в стороне или безропотно соглашаются на второстепенную роль.
Поэтому с такими ребятами мы проводим индивидуальную работу и вне игры. Чтобы помочь этим детям прочнее войти в детский коллектив, мы начали чаще давать им небольшие поручения: полить цветы, помочь товарищу в чём – либо, помочь воспитателю, няне и т. д. После выполнения задания обязательно обращали на это внимание других детей, чтобы поднять авторитет этих детей в глазах сверстников.
В начале своей работы мы просто ввели очерёдность в выполнении главных ролей, но потом поняли, что не каждый ребёнок может справиться с ролью, что от этого пострадает он сам и совместная игра. По- этому мы стали больше уделять внимание интересам детей, особенностям их характера, творческим возможностям. На основании полученных наблюдений мы стараемся распределять роли между детьми с учётом их индивидуальных особенностей.
Очень часто сюжетно – ролевые игры переплетаются между собой. Например: если дети организовали игру «Парикмахерская», то целесообразно предложить им ещё одну, например игру «Семья». Лучше развивается сюжет этих игр: «Мамы» с «дочками» приходят в парикмахерскую, делают причёски, затем возвращаются домой или идут в гости и т. д. Если видим, что сюжет игры не разворачивается, то говорим детям: «А у Машиной дочки сегодня день рождения.
Игра «Водители» в нашей группе началась с беседы о транспорте. По- говорили с детьми о том, какие они знают машины, для чего они предназначены, кто ими управляет. Сообщили детям, что у Бори К., Миши Г. Лёни С. папы работают водителями. Беседуя с папой Бори К., предложили ему рассказать детям о своей профессии.
В октябре у нас состоялась встреча. Алексей Борисович рассказал ребятам, как он трудится, что у него трудная, но интересная профессия. Дети были в восторге, но особенно приятно было самому Борису. Эта встреча способствовала ещё большему укреплению интереса детей к этой игре. Не остались в стороне и родители. Они охотно откликнулись на просьбу изготовить атрибуты и починить поломавшиеся машинки. Папы Бори К. и Мирославы К. изготовили рули, родители Агаты П. и Алёши П. смастерили шапочки – маски с изображением всех видов транспорта.
Игра «Водители» тесно перекликается с игрой «Строительство», по- скольку водители привозят необходимые материалы. Показ приёмов строительства происходит в повседневной жизни и на занятиях, в игре с кубиками, мелким строительным материалом. Очень содержательно эти игры проходят в тёплый период года, на участке в играх с песком.
В начале игры принимали на себя главную роль, но постепенно на эту роль стали привлекать и самих ребят. Выбирали самых активных: Варю Г., Женю К. Не забывали и про мальчиков. Постоянно напоминали детям, что парикмахер не грубит, а вежливо обращается к клиенту, выполняет свою работу добросовестно.
Очень часто дети были в больнице, в кабинете медсестры. Поэтому игру «Больница» дети организовали сами. Мы только объяснили им, какие функции выполняет врач (слушает, осматривает ребёнка, советует «маме» как лечить его) и медсестра (выписывает рецепты, взвешивает детей, измеряет рост, ставит уколы). Для этой игры у нас подобран разнообразный материал. В ходе этой игры стараемся каждый раз внести новый атрибут.
Объясняем, для чего он нужен и как его используют. Это вызывает к игре ещё больший интерес. Одной из любимых игр ребят является игра «Магазин». К изготовлению атрибутов для этой игры мы привлекли родителей и детей. На занятиях по лепке, в свободное время дети лепили из солёного теста разнообразные овощи и фрукты, бублики и баранки, сладости, раскрашивали по- лучившиеся изделия.
Но нужно не только научить детей играть, но и дать им через игру знания, воспитать в них нравственные качества. Во время игры мы старались всегда прийти им на помощь: выбрать нужные игрушки, место для игры, распределить роли. В результате проделанной работы игра стала неотъемлемой частью жизни и деятельности детей. У них появились такие качества, как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами, а главное – дружить.
- Технологии психолого педагогического воздействия в работе с конфликтными подростками
- Психологическая поддержка семей воспитывающих трудных подростков
- Из истории психологии
- Руминации как последствие детской психологической травмы
- Алекситимия как проблема подготовки будущих педагогов
- Кризис четверти лет
- Профессиональное выгорание
- Основные проблемы гендерной идентификации современной молодёжи
- Особенности межличностных отношений трудных подростков со сверстниками
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу