Роль технологий в формировании языковой компетенции

Фундаментальной задачей педагога в процессе обучения учащихся старших классов является формирование языковой компетентности. В условиях интенсификации глобализационных процессов, интеграции российской образовательной системы в международное образовательное пространство (болонский процесс), конструирования принципиально новой культуросообразной образовательной парадигмы и актуализации компетентностного подхода в обучении, существенно масштабируется роль языковой компетентности и языковых компетенций.

Колоссальная роль в формировании языковой компетентности в условиях актуализации интерактивного образовательного пространства и компетентностно-ориентированных моделей принадлежит информационно-коммуникационным технологиям (далее – ИКТ).

Дистанционные образовательные технологии обеспечивают обратную связь между преподавателем и студентом, интерактивность и мультимедийную поддержку учебного процесса, условия для полноценного усвоения материала и контроль оценки познавательной деятельности обучающихся.

Отечественный опыт перехода к дистанционному образованию отражен в целом ряде аналитических работ. Обращаясь к исторической ретроспективе становления и развития дистанционного обучения и интеграции цифровых технологий в образование, отметим, что первые попытки перехода образовательных учреждений на цифровые рельсы в международном образовательном пространстве предприняты в России в 1997 году.

Теоретические основы дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) в России заложены еще в 1989 году сотрудниками Лаборатории средств обучения иностранным языкам Института содержания и методов обучения (ИСМО), ключевым достижением которых стала разработка дистанционной системы личностно-ориентированного подхода. В 1999 году в Санкт-Петербурге основан

Центр дистанционного обучения, сотрудниками которого сконструирован программный интерфейс СДО AcademicNT, позволяющий создать и реализовать различные виды учебной деятельности в электронном формате – от конспектов до практикумов и лабораторных работ. Одним из первых в отечественной литературе об информатизации образования начал писать академик А.П. Ершов .

Он рассматривал информатизацию как «всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, период освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и переработки информации». К числу новаторов, осознавших необходимость включения основ информатизации, в современное образование, также относятся Е.П. Велихов, А.А. Кузнецов, B.C. Леднев, В.А. Мельников и др.

В 2001 г. публикуется диссертационная работа Н.И. Погребальной «Педагогические условия активизации познавательной деятельности студентов в системе дистанционного обучения», где разработана Комплексная программа адаптационных мероприятий дистанционной технологии обучения, способствующая активизации познавательной деятельности студентов. По результатам опытно-экспериментального исследования, осуществленного на базе Ставропольского филиала Современного гуманитарного института, доказана эффективность дистанционных технологий в активизации познавательной деятельности студентов и подготовке специалистов нового типа.

Интересно
В период 2002–2005 гг., характеризовавшийся развитием новых средств коммуникаций, как глобальных (Интернет), так и локальных (Интранет) информационных систем, в научной среде акцентируется проблема использования технологий дистанционного образования при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Наиболее яркими исследованиями данного этапа, посвященными эффективности образовательного процесса за счет использования в образовании информационных и телекоммуникационных технологий, являются «Генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения: На примере негосударственного гуманитарного вуза» С.М. Абрамова (2003 г.),

«Оценка и анализ эффективности применения информационных технологий в образовании» В.В. Вихман (2005 г.), «Обучение иностранных студентов и специалистов нефилологического профиля деловому письму с использованием дистанционных технологий» Т.Н. Базвановой.

В работе «Генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения: на примере негосударственного гуманитарного вуза» С.М. Абрамова  выявлено, что дистанционные технологии способствуют реализации педагогического потенциала образовательной самостоятельности студентов, что, в свою очередь, является обязательным условием устойчивого личностного роста будущих специалистов.

В период 2005–2007 гг. технические средства изменились, в образовательной системе начали широко применяться мобильные информационные технологии. К началу ХХI осознает в полной мере возрастающую потребность в интеграции современных технологий в образовательной пространство, и главной задачей становится совершенствование учебного процесса с использованием дистанционных и IT инструментов.

Проблему эффективной организации образовательного процесса в дистанционном режиме исследовали на этом этапе Н.В. Елашкина, Н.И. Аршинова, Н.А. Корнеева и др. В диссертационной работе Н.В. Елашкиной разработана технология формирования учебной компетенции с применением телекоммуникационных средств дистанционно-заочной формы обучения студентов иноязычному общению. В ходе эксперимента продемонстрирован существенный рост показателей эффективности самостоятельной работы студентов, а также значительное увеличение у них объема необходимых для этого знаний с использованием данной технологии.

Период 2008–2012 гг. характеризуется высоким уровнем развития информационных и коммуникационных технологий, новым фактором развития систем дистанционного образования стало бурное развитие технологий «веб 2.0» (подкасты, блоги, вики, социальные сети и другие формы организации и передачи информации). На этом этапе остается открытой проблема организации учебного процесса, связанная с разработкой методик использования информационных технологий в учебном процессе.

В работе Г.Р. Биккуловой «Методика дистанционного формирования коммуникативной компетенции студентов естественных факультетов университета: на материале английского языка»  в ходе экспериментального исследования доказана эффективность цифровых технологий в усвоении английского языка. По результатам эксперимента студенты овладели речевыми навыками на уровне суждения, оценки, высказывания своего мнения.

В период с 2013 г. цифровые технологии имеют высокий уровень развития, что позволяет увеличить уровень эффективности обучения. На данном этапе формируются концепции «обучение в любое время в любом месте», развитие «облачных» технологий для формирования и наполнения систем открытого образования.

В работе А.А. Драгуновой «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов факультета иностранных языков через использование учебных Интернетресурсов на основе технологий Веб 2.0» разработаны и экспериментальным путем в рамках обучающего эксперимента и с помощью математической статистики проверены учебные интернет-ресурсы на основе технологий Веб 2.0, направленные на формирование иноязычной коммуникативной компетенции в рамках дисциплины «Практический курс английского языка» у студентов 2–3 курсов факультета иностранных языков.

Необходимо констатировать, что на сегодняшний день отсутствуют какие-либо опытно-экспериментальные исследования, посвященные вопросам эффективности дистанционных и цифровых технологий в образовательном процессе ВУЗА на примере платформ Moodle, Zoom, Google, Skype и т. д. Предполагаем, что в обозримом будущем таких исследований появится много, поскольку в ходе глобальных цифровых преобразований 2020 года, продиктованных пандемией COVID-19, наиболее кардинальные преобразования произошли именно в системе высшего профессионального образования, полностью переведенного в дистанционный формат.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)