Роль методики обучения праву в системе школьного и вузовского образования

В условиях правового образования в школе мы не готовим юристов, а потому цели и задачи образовательной деятельности ориентированы на формирование правосознания, правовой культуры подрастающего поколения. Профессиональное юридическое образование акцентировано на подготовку профессионалов-юристов, а потому требует специфической методики формирования профессиональных компетенций.

Интересно

Однако в силу реализации принципа преемственности и непрерывности образования и тот и другой процесс оказывается тесным образом взаимосвязанным друг с другом и не может рассматриваться изолировано. Методика обучения праву призвана вооружить педагога целым арсеналом профессиональных средств, приемов, методов обучения праву. Указанная наука связана с обществознанием, правом и историей, в рамках которых разрабатывается содержание обучения.

Методика правового обучения позволяет четко сформулировать задачи обучения на каждом этапе становления личности, обеспечивает учебный процесс современными методами обучения и проч.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что методика права связана с психологией, педагогикой, юриспруденцией, в том числе с отдельными отраслевыми и прикладными юридическими науками. Методика обучения праву выступает главным помощником современного учителя права в школе.

В практике работы каждый учитель знает о том, как важно постоянно знакомиться с опытом работы коллег в области правового обучения и воспитания, обращать внимание на результаты экспериментальной работы, научиться анализировать и применять положения науки.

Свое дальнейшее развитие наука находит и в практической деятельности учителей права, которые организуют методические секции, кафедры и иные формы совместной творческой работы в школе.

Опыт показал, что результативной может стать исследовательская деятельность педагога и ученика, которые самостоятельно работают над определенной темой, апробируют новые учебники или методики обучения.

Отечественная методика обучения праву развивалась благодаря профессиональной деятельности многих специалистов, посвятивших свои труды различным аспектам данной науки. Активизация научных изысканий в этой области начинается лишь с середины ХХ в., хотя в советский период создано немало уникальных трудов, посвященных вопросам правового воспитания молодежи.

В трудах С.С. Алексеева, В.С. Афанасьева, Г.П. Давыдова, А.В. Дружковой, Л.К. Ермолаевой, Д.С. Кареева, В.В. Лазарева, Е.А. Певцовой, В.В. Тишенко, Я.С. Щатило и многих других авторов поднимались вопросы активизации познавательной деятельности личности в процессе правового воспитания и обучения, разъяснялись эффективные методики обучения праву, предлагалось обратить внимание на практическую направленность правовых знаний, которыми должны овладеть обучаемые.

В последние годы методика обучения праву начинает завоевывать свое достойное место в системе вузовского образования при подготовке педагогов, а также юристов-бакалавров и юристов-магистров. Именно благодаря использованию секретов, выработанных методикой обучения праву, может быть эффективно выстроен образовательный процесс и сформированы необходимые профессиональные компетенции будущих юристов.

Преподаватель, ориентируясь на результат своей работы, использует необходимые технологии обучения и воспитания будущих профессионалов. Например, педагог знает, что объектами профессиональной деятельности бакалавров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

К видам профессиональной деятельности бакалавров относятся:

  • нормотворческая;
  • правоприменительная;
  • правоохранительная;
  • экспертно-консультационная;
  • педагогическая.

С учетом этого выбираются необходимые методы и приемы правового обучения, которые могли бы способствовать эффективному образовательному процессу. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым, в основном, готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)