Роль экономического анализа в управлении хозяйственно-финансовой деятельностью организаций

Управление — это непрерывный, целенаправленный социально- экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов и технических средств для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

Для управления традиционным является реализация следующих функций:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль.

Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения обязанностей в рамках организационной структуры управления.

Для принятия плановых решений менеджер организации должен располагать необходимой информацией. Информационное обеспечение имеет часто решающее значение для комплексной реализации функций управления.

Оно позволяет принимать решения с учетом обмена мнениями и выбора оптимального из альтернативных вариантов достижения целей.

Информация, используемая менеджерами организации, должна отвечать определенным требованиям.

Она должна быть:

  • полезной, чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений;
  • уместной, т.е. значимой, и оказывать влияние на решение, принимаемое менеджментом организации;
  • достоверной, т.е. правдивой (не содержать ошибок и пристрастных оценок, не фальсифицировать события хозяйственной жизни) и нейтральной (без акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей в ущерб другим группам).

Если менеджеры организации будут самостоятельно собирать необходимую информацию, то они могут «утонуть» в информационном пространстве, так как объемы внешней и внутренней информации постоянно возрастают в значительных масштабах.

Поэтому предварительный отбор, аналитическую обработку собранной информации и ее интерпретацию в удобной для руководства организации форме осуществляет аналитическая служба в процессе экономического анализа.

Без экономического анализа, который занимает промежуточное место между сбором информации и принятием управленческих решений, сложно эффективно осуществлять функцию планирования, а значит, и управления организацией.

Экономический анализ предшествует, подготавливает и обосновывает управленческие решения.

В этой связи экономический анализ можно определить как комплексное всестороннее исследование внешней и внутренней предпринимательской среды, а также финансовой среды предпринимательства, в которой организация осуществляет свою деятельность.

Под внешней предпринимательской средой понимается совокупность внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие предпринимательства.

Внешняя среда по отношению к хозяйствующим субъектам является средой объективной и действует независимо от их желаний.

Чтобы добиваться успехов, менеджмент организации должен хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности.

Под внутренней предпринимательской средой понимается определенная совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации. Внутренняя предпринимательская среда в значительной мере носит субъективный характер.

Финансовая среда предпринимательства характеризуется субъектами, имеющими непосредственное отношение к данной организации, возможностями ее руководства по извлечению доходов, получению факторов производства и размещению денежных средств.

Экономический анализ позволяет также изучить качество планирования и согласованность плановых показателей, полноту учета имеющихся возможностей повышения эффективности хозяйственной деятельности, что позволяет оптимизировать планы хозяйственно-финансовой деятельности организаций.

С другой стороны, без проведения анализа хозяйственнофинансовой деятельности организации трудно реализовать такую функцию управления, как контроль. Функция контроля обычно позволяет содействовать реализации поставленных организацией целей.

К ней относится:

  • выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов;
  • сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями;
  • обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы деятельности.

Роль анализа в процессе реализации данной функции управления сводится к следующему: менеджмент организации передает командную информацию объектам управления, которые, изменяя свое состояние, через обратную связь сообщают управляющему органу о результатах выполнения команды и о своем новом состоянии.

Следовательно, экономический анализ в процессе управления выступает как элемент обратной связи между субъектами и объектами управления, между управляющей и управляемой системами.

Рассматривая роль экономического анализа в управлении организацией с этой точки зрения, можно определить экономический анализ как системное глубокое изучение хозяйственно-финансовой деятельности организаций.

Таким образом, роль экономического анализа в управлении организацией заключается в следующем:

  1. обоснование управленческих решений в изменяющейся предпринимательской среде путем изучения внешних и внутренних факторов, влияющих па деятельность организации;
  2. оптимизация планов организации на основе оценки качества планирования и полноты учета имеющихся возможностей повышения эффективности хозяйственной деятельности;
  3. выявление основных тенденций развития организации для своевременного внесения изменений в хозяйственно-финансовую деятельность, что позволяет достичь целей, поставленных организацией;
  4. воздействие на саму систему управления с целью ее совершенствования и повышения экономической эффективности;
  5. прогнозирование на перспективу развития хозяйствующего субъекта.

Для того, чтобы экономический анализ мог в полной мере играть ту роль, которая отводится ему в процессе управления организацией, проводимые аналитические исследования должны соответствовать определенным требованиям, которые должны выполняться при организации, проведении и использовании результатов деятельности.

Он должен быть:

  • систематическим, т.е. носить не дискретный (от случая к случаю), а непрерывный характер;
  • комплексным, т.е. охватывать все взаимосвязанные стороны хозяйственной деятельности организации;
  • конкретным, т.е. позволяющим дать качественную и количественную оценку факторам, влияющим на показатели хозяйственной деятельности, выявлять среди них основные, определяющие развитие организации, выявлять конкретные причины отклонений фактических показателей от плановых и т.д.;
  • своевременным, т.е. проводиться с необходимой для управления организацией оперативностью;
  • действенным, т.е. анализ должен проводиться нс ради самого процесса изучения хозяйственной деятельности, а для принятия конкретных управленческих, в том числе и плановых решений.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)