Роль армии в социализации

Как и школа, армия выполняет важную функцию в социализа-ции людей. В первую очередь она затрагивает мужское население. Если в стране функционирует наемная профессиональная армия, то воинской службой охватываются широкие возрастные категории мужчин.

Там, где существует обязательная воинская служба для всех мужчин определенного возраста, например с 19 до 22 лет, воинским ремеслом, если не считать офицерского состава, занята только одна возрастная категория. После прохождения службы мужчины воз-вращаются к обычной гражданской жизни и работе в гражданской промышленности.

Период службы не проходит бесследно для юношей. Они приоб-ретают качества, которые не смогли бы приобрести «на гражданке»: физическую подготовку, ловкость и выносливость, дисциплиниро-ванность и ответственность, чувство товарищества и т.п. Вместе с тем воинская служба, как и школьная учеба, могут сформировать не только положительные, но и отрицательные качества.

В частности, если между окончанием школы и поступлением в вуз проходят годы службы в армии, то кризисный процесс перехода к новому стабиль-ному состоянию может не только затянуться, но и углубиться и даже зайти в тупик.

За два—три года армейской школы бывший школьник успевает забыть бульшую часть знаний, полученных в школе. Демобилизованный молодой человек имеет меньше шансов на поступление в вуз, нежели вчерашний школьник. Кроме того, армейская служба может вовсе отбить желание поступать в вуз, пе-реориентировать ценностный мир индивида.

В СССР для демоби-лизованных из рядов Вооруженных Сил существовали, во-первых, специальные институты посредничества в виде рабфаков, куда их зачисляли вне конкурса, во-вторых, особая квота и привилегии, которые позволяли им поступать либо вне конкурса, либо по особой графе.

Сегодня и льготы и институты посредничества практически ликвидированы, а поскольку в современную российскую армию идут главным образом дети из низших слоев общества, то доступ к высшему образованию стал для них не просто затруднительным, но практически невозможным. В результате вместо всеобщего общедоступного высшего образования наше общество получило элитарную модель университетского образования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)