Синергетический подход к моделированию переходных педагогических процессов

Ведущей целью осуществления плавного перехода от одного этапа или звена образовательной подготовки будущих специалистов к последующему является достижение единства педагогических действий преподавателей, содействие поступательному развитию личности, сочетание всех участников образовательного процесса в достижении максимального результата выполнения одного из законов синергетики: продукт функционирования интегративной системы больше суммы продуктов автономного функционирования входящих в нее подсистем (эмерджентность).

Слово «синергетика» в переводе с греческого означает «содействие, соучастие», а «синергия» – «единство». Синергетический подход относится к самоорганизующимся, саморазвивающимся системам (биологическим, социальным и др.).

Как показывают исследования П. Анохина и других, синергетический подход как философско-методологический принцип применим для исследования и образовательно-воспитательных систем.

Действительно, процесс становления человека и превращения его в личность подобен рождению порядка из беспорядка, хаоса. Некий беспорядок присущ процессу подготовки, профессионального становления, адаптации молодого специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности на конкретном рабочем месте.

Исследования показывают, что соотношение хаоса и порядка состоит в том, что развитие системы представляет собой ряд ее состояний между этими двумя полюсами (порядком и хаосом).

Как утверждают А.В. Гапонов-Грехов и М.И. Рабинович: «Хаос и порядок могут непрерывно трансформироваться друг в друга при изменении параметров системы. Не будет даже большим преувеличением сказать, что не бывает ни абсолютного порядка, ни абсолютного хаоса – это лишь предельные ситуации.

Всякая же реальная система пребывает в некотором промежуточном состоянии, и оценивать следует близость этого состояния к одному из предельных, т. е. абсолютному порядку или полному беспорядку».

Интересно
Синергетический подход к проектированию и реализации системы состоит в том, чтобы внести в хаотическую неустойчивость процесса образования и предприятий порядок и стабильность.

По мнению Е. Пугачевой: «Не искоренять противоречия и хаос, а управлять ими, добиваясь выгодного соотношения между порядком и беспорядком, – новая задача управления, в том числе и управления образованием».

Известно, что синергетическая модель процесса самоорганизации любой системы включает три взаимосвязанные подсистемы: «хаос», «бифуркация» и «порядок», каждая из которых представляет собой определенную стадию развития процесса самоорганизации (рис. 1.4).

Синергетический подход к моделированию переходных педагогических процессов

Как известно, бифуркация означает некую точку ветвления на фазовой траектории динамической системы (в нашем случае – траектории процесса получения профессии).

В ней устойчивость прежнего состояния движения подходит к порогу ее потери (например, учащийся школы переходит в стадию студента профессионального учебного заведения).

В такой критический момент студент оказывается перед выбором между несколькими очень разными сценариями дальнейшего поведения (в нашем случае: продолжать ли учиться дальше по избранной специальности? идти ли работать и куда?).

Опыт показывает, что решающую роль при обычных условиях в выборе одного из многих путей играет случайность.

В результате зачастую это приводит к тому, что движение ученика или студента профессионального учебного заведения по образовательной и профессиональной траектории представляется как «дерево бифуркаций»: неоднократная смена специальностей или даже учебных заведений, а затем многочисленные переходы с одного места работы на другое, работа не по специальности, пополнение рядов безработных, уход в криминальные структуры и т. д.

Исправить такое положение можно путем проектирования и реализации педагогически управляемого перехода обучаемого из учреждения профессионального образования на производство.

Интересно
Анализ показывает, что состояние взаимовыгодного сотрудничества коллективов учреждений профессионального образования и предприятий в настоящее время в большинстве случаев ближе к хаосу, чем к порядку, образуя активную неустойчивую кинетическую среду.

Эта среда, несомненно, открыта для взаимодействия с внешними по отношению к ней источниками.

Одним из таких источников является идея проектирования и организации процесса перехода от одной подсистемы к другой и ее реализации по всем структурным и функциональным компонентам подсистем учреждений профессионального образования и производства.

Многолетний опыт взаимодействия коллективов профессионального лицея № 36 г. Тольятти, а затем открытого на его базе Тольяттинского машиностроительного техникума и производств Волжского автомобильного завода показывает, что при синергетическом подходе к управлению качеством обучения молодежи обеспечивается поступательное продвижение учащихся и студентов по восходящей траектории с минимальным числом точек ее ветвления, связанных с потерей профессиональной устойчивости.

Проводимая при этом на синергетической основе целевая подготовка рабочих и технических кадров на конкретное рабочее место устраняет неупорядоченность, элементы хаотического, обезличенного, недостаточно взаимосвязанного преподавания отдельных дисциплин учебного плана подготовки рабочих и техников, способствует закреплению профессионального выбора молодежи, повышает профессиональную устойчивость, снижает число бифуркаций такой динамической системы, как обучаемый.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)