Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов

Цель данного подраздела является анализ и оценка результатов проведённого формирующего эксперимента, для выявления эффективности разработанной модели, подтверждения или опровержения гипотезы исследования.

Интересно
На контрольном этапе исследования использовалась та же программа диагностики, что и на констатирующем этапе, включающая диагностику по 5 критериям: аксиологического, мотивационного, когнитивного, деятельностного и контрольно-оценочного. Рассмотрим результаты контрольного этапа исследования.

Диагностирование исследовательской компетентности по первому критерию (аксиологический). Результаты проективной методики «Портрет учителя начальных классов в условиях реформирования начального образования» на выявление ценностных ориентации личности учителя начальных классов, посредством самостоятельного определения наиболее важных педагогических ценностей и результаты готового списка педагогических ценностей в ЭГ подверглись значительным изменениям.

Студенты экспериментальной группы выделили исследовательскую компетентность, самообразование, саморазвитие, информационная компетентность – как важные и необходимые компоненты профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов.

После проведения формирующего этапа исследования, включающего методику формирования исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов, в иерархию ценностных ориентаций студентов ЭГ наибольшую значимость представляют такие ценности как:

  1. Профессиональная компетентность – 19%;
  2. Исследовательская компетентность – 16%;
  3. Личностные качества – 10%;
  4. Самообразование, саморазвитие – 9%;
  5. Интеллектуальное мышление – 9%;
  6. Информационная компетентность – 8%;
  7. Предметные знания в области педагогики и методики начального обучения – 8%;
  8. Гностические умения- 5%;
  9. Конструктивно – проектировочные умения – 3%;
  10. Интерактивность, инновационная готовность – 3%;
  11. Прогностические умения – 3%;
  12. Коммуникативные умения – 3%;
  13. Творческие умения – 2%;
  14. Общение с младшими школьниками, коллегами, родителями – 1%;
  15. Специальные умения (укажите какие) – 1%. Представим полученные данные на рисунке 18.

На основе анализа ответов, мы видим, исследовательская компетентность с 12 позиции оказалось на 2, качественное изменение на 15% (из 100%). На констатирующем этапе исследования испытуемые обеих групп отмечали общение с младшими школьниками, коллегами, родителями как высокую педагогическую ценность, отдавая ей 3 место, что составляет 10% (из 100%). На контрольном этапе исследования в экспериментальной группе данная ценность оказалась на 14 месте.

На констатирующем этапе исследования около 36,5% обучающихся в КГ и 36% в ЭГ плохо представляли себе профессиональный труд будущего учителя начальных классов, 7,7% обучающихся в КГ и 10% в ЭГ вообще случайно попавшие в педагогический вуз, рассмотрим результаты контрольного этапа исследования, представленные в таблице 23 и на рисунке 19.

Как видно, из полученных данных в ЭГ произошли значительные изменения, ситуативно-интуитивный уровень самооценки исследовательской компетентности как профессиональной ценности составил 0%, нормативно­репродуктивный уменьшился на 18%, активно-поисковый повысился на 6%, творчески-интеллектуальный увеличился на 24%.

Результаты КГ группы по аксиологическому критерию остались практически без изменений. Диагностирование исследовательской компетентности по второму критерию (мотивационный). Результаты диагностирования мотивационного критерия исследовательской компетентности обучающихся по методике написания эссе «Что такое исследовательская компетентность?» в КГ остались без изменений.

В содержании эссе испытуемых ЭГ прочитывается информация необходимости формирования данного качества у будущего учителя начальных классов. Представим некоторые эпизоды эссе студентов:

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов

Айгерим А.: «… очень важно сформировать у себя исследовательскую компетентность, ядром которой являются исследовательские умения, которые помогают мне научно обосновывать, критически осмысливать изучаемый материал, конструировать учебную деятельность; я научилась анализировать учебный процесс на предмет его эффективности, определять соответствие достигнутого результата к планируемому; уметь применять современные методы поиска, обработки и использования методологических знаний в практической деятельности; научилась обобщать и систематизировать результаты собственной профессиональной деятельности».

Шохсанам К.: «… курс помог произвольно организовывать собственные действия: формулировать и обосновывать цели, анализировать их с точки зрения значимости и возможности достижения; пытаюсь создавать новые способы осуществления своих действий; определять разнообразные критерии, показатели контроля и оценки осуществляемый учебных действий».

Заида И.: «… прослушав курс «Основы исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов» я осознала необходимость формирования у себя данного качества. Ведь оно поможет мне качественно организовывать, правильно, рационально проектировать педагогический процесс в классе. Как же хочется быстрее использовать эти знания на практике! Ведь на занятиях, мы использовали кейсы, педагогические ситуации, а как бы мы поступили в реальной ситуации…».

Таким образом, обучающиеся ЭГ прослушав элективный курс «Основы исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов» осознают необходимость связи науки и практики в современной образовательной практике начальной школы, и безусловную необходимость формирования такого интегрального качества как исследовательская компетентность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)