Педагогические условия формирования исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов

Как отмечалось в предыдущем параграфе, в профессиональной деятельности учителя на современном этапе появились новые необратимые тенденции, которые оказывают существенное влияние на профессиональную деятельность учителя начальных классов.

Проанализируем, действительно ли изменяется педагогическая деятельность учителя начальных классов и насколько она становится самостоятельной в таблице 6.

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов

Действительно, возникшие тенденции, изменение цели и содержания начального образования, привели к изменениям в деятельности, теперь он сам активно включается в процессы обновления содержания начального образования (разница – изменение на 136 часов по сравнению с 2002 годом), что в прошлом было совершенно неприемлемо.

Проанализируем, отражают ли требования времени существующие нормативные документы ГОСО РК и Образовательная программа специальности 5В010200 Педагогика и методика начального обучения (таблица 7).

В таблице 7 приведены требования ГОСО по специальности 5В010200 Педагогика и методика начального обучения к результатам освоения Образовательной программы, которые позволили выявить соотношение компонентов исследовательской компетентности с установленными требованиями.

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов

Из таблицы 7 видно, что реализация требований ГОСО (содержательная сторона), в целом, создаёт условия для формирования исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов.

Проанализируем, имеются ли в ГОСО специальности 5В010200 Педагогика и методика начального обучения и Образовательной программе специальные дисциплины, способствующие формированию исследовательской компетентности (таблица 8).

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов

Анализ, свидетельствует, что в ГОСО РК 3.07.029 – 2001 и в предшествующих ГОСО имела место обязательная профилирующая дисциплина, которая способствовала формированию методологических знаний и исследовательских умений (МПИ), однако, с 2004 года данная дисциплина из обязательных профилирующих перенесена в компонент по выбору.

В Образовательной программе (составленной на основе ГОСО РК 6.08.059 – 2010) дисциплина переходит в разряд элективных, что не гарантирует выбор данного курса всеми студентами для изучения. Это свидетельствует о необходимости дополнения содержательной стороны, а именно: внедрение курса «Основы исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов».

Определим различия между дисциплинами «Методика научно­ педагогического исследования» и «Основы исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов».

Действительно, дисциплины имеют общее – обе обеспечивают формирование профессиональных компетенций в области научно- исследовательской деятельности. Теперь определим различия. Методика научно-педагогического исследования дает знания студентам для осуществления научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Изучаются: методология и логика научных исследований, исходные принципы познания, методы исследования, способы оформления научной деятельности и т.д.

Содержание дисциплины «Основы исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов» направленно не столько на получение новых научных данных, сколько на решение конкретной педагогической проблемы в классе, развитие профессиональных действий и самой профессиональной деятельности учителя начальных классов на научной основе.

К примеру, построение уроков дедуктивным и индуктивным методом, ознакомление с программой «Младший школьник-исследователь», реализация исследовательской деятельности младшего школьника в рамках проектной деятельности и мн. др., т.е. студенты исследуют теоретические основания практических действий, особенности их реализации в условиях вариативного начального образования, экспериментируют, подбирая оптимальный для себя способ его осуществления.

Курс практикоориентирован, все получаемые знания сконцентрированы в разрезе начальной школы, младшего школьника, профессиональной деятельности учителя начальных классов в педагогическом процессе.

Таким образом, существующие нормативные документы (ГОСО РК 6.08.059-2010, Образовательная программа специальности 5В010200 Педагогика и методика начального обучения), в целом, нацелены на формирование данного качества, однако необходимы коррективы в содержании ОП (предлагается внедрение нового элективного курса «Основы исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов») и повышение эффективности образовательного процесса. Рассмотрим процессуальную сторону потенциальных возможностей педагогического процесса в вузе для формирования исследуемого качества.

Наблюдение показало, что образовательная среда вуза недостаточно мотивирует студентов к активности в деятельности:

  • не является функциональной сферой взаимодействия субъектов образовательного процесса;
  • не создает условий, когда все его участники способны сами выстраивать свою траекторию профессионального саморазвития;
  • не представляет систему возможностей для реального формирования исследовательской позиции студентов;
  • недостаточно насыщена методами и средствами реализации данной позиции студентов в осуществляемой профессиональной деятельности.

С учетом выявленных недостатков, тормозящих данный процесс, возникает объективная необходимость и дальнейшая проверка поиска новых идей, форм и методов организации учебного процесса (т.е. педагогических условий), которые будут обеспечивать успешность формирования исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов. Но прежде, уточним сущность понятия «условие».

Под «условиями» принято понимать совокупность обстоятельств, от которых что-нибудь зависит. Более того, условия составляют среду, обстановку, в которой что-либо происходит, под «педагогическими условиями» понимают совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса. В качестве совокупности мер выделяются содержание, методы, приёмы, организационные формы обучения и воспитания.

Педагогические условия представляют собой внешние обстоятельства, от которых зависит протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно предполагающего достижение определённого результата. В исследовании этим результатом выступает формирование компонентов исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов в условиях целостного педагогического процесса.

По словам Н.Д. Хмель, одним из характерных свойств ЦПП является единство активности и общения, определяющее кооперированную деятельность всех субъектов, участвующих в процессе.

Анализ работ учёных-педагогов позволил нам выделить следующие методы и средства, повышающие данную кооперированность – это использование активных методов обучения, которые соотносятся с новыми задачами преподавания и выявляют различные грани соотношения между организацией обучения и поведения студентов.

Здесь особое значение приобретает коммуникационная составляющая образовательных отношений, групповая и командная работа в аудитории. Названные свойства возникают в результате обмена деятельностью между обучающимися и педагогами (обучающимися и преподавателями, обучающимися и обучающимися, обучающимися и учителями начальных классов).

В этой связи, для обеспечения всех этапов формирования исследовательской компетентности важно осуществлять преподавателем (учителем начальной школы) определенное педагогическое воздействие, чтобы формулировать цели и задачи осуществляемой профессиональной деятельности обучающихся.

При совпадении целей, задач и ценностного отношения преподавателя и обучающегося к исследовательскому процессу успешно осуществляется профессиональная деятельность и формируется исследовательская компетентность, поэтому первым условием формирования исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов является насыщение учебного процесса методами и средствами реализации субъектной исследовательской позиции студентов в смоделированной профессиональной деятельности.

Для реализации данного условия необходимо «погружение» студентов в учебно-профессиональную деятельность. Это возможно либо в обстановке реальной профессиональной среды (на педагогической практике), либо в обстоятельствах, близко моделирующих профессиональную реальность.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что наиболее активно формирование исследовательской позиции студентов происходит в контексте модели обучения посредством действия (моделирование с помощью всей системы форм, методов и средств содержания будущей практической деятельности в начальной школе).

Данная модель предполагает, что студенты:

  • работают над реальными профессиональными задачами, а не над искусственными ситуациями;
  • учатся не только у преподавателя, но и в процессе анализа реальных практических проблем, участвуя в их решении и обсуждении;
  • работают с различными базами информации для выбора и принятия различных решений в контексте реальных ситуаций;
  • учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения.

Эффективность процесса формирования исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов напрямую зависит от использования активных методов обучения, которые соотносятся с новыми задачами преподавания и выявляют различные грани соотношения между организацией обучения и поведения студентов, где особое значение приобретает коммуникационная составляющая образовательных отношений, групповая и командная работа в аудитории, способность к проектной и исследовательской деятельности.

А.А. Вербицкий, Д.В. Чернилевский, А.Е. Жумабаева, А.К. Мынбаева, З.М. Садвакасова и др. позволили выделить следующие методы и средства реализации субъектной исследовательской позиции студентов в смоделированной профессиональной деятельности: рефлексивная позиционная дискуссия, рефлексивно-аналитический диалог, рефлексивные практикумы, портфолио формирования исследовательской компетентности», концепция «Я-будущий учитель начальных классов-исследователь», моделирование профессиональных ситуаций, тренинговые упражнения для профессионального роста, исследовательское проектирование, проективные и деловые игры.

Проблематизация является механизмом субъект-субъектного взаимодействия студента и преподавателя, включающая диалогическую активность субъектов взаимодействия, инициирующая пробуждение исследовательских способностей студента. Субъектный опыт выступает в качестве не только источника, но и ценностного горизонта формирования исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов.

Вторым условием формирования исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки является вовлечение в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого (активное использование мультимедиа и интернет-технологий).

Интересно
Анализ работ современных психологов свидетельствуют о клиповом мышлении подрастающего поколения, т.е. обучающиеся не могут длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, у них снижена способность к анализу, а ведь это ведущие качества исследовательской компетентности, поэтому для эффективности необходимо, так осуществлять процесс обучения, чтобы при восприятии учебной информации вовлекать большинство чувственных компонент обучаемого.

Еще до появления компьютеров было известно, что в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие, однако, исследования Г. Кирмайера, А.В. Овчарова, С.М. Кецесбаева, А. Алимова, С.Т. Мухамбетжановой, К.М. Беркимбаева, БД. Мухамеджанова, Г.А. Муратбаевой У.Р. Рахмет, Б.С. Омарова показывают, что при использовании интерактивных мультимедийных технологий доля усвоенного материала может составить до 75%.

Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно-образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью.

Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем, к примеру, в лекционной аудитории, оборудованной выходом в интернет, посредством различных сервисов хранения и распространения информации преподаватель может зайти на используемый сервис и «запустить» нужный продукт, обусловленный содержанием темы.

Существует множество сервисов для проведения: видеоконференций (организация виртуальной встречи со студентами), виртуальные классные комнаты (онлайн трансляции уроков в начальной школе); можно осуществлять учебное проектирование студентов (веб-квесты), участие в веб-квесте позволяет смоделировать, проиграть ситуацию, которая может возникнуть в реальной практике, т.е. веб-квесты ориентированы на практические профессиональные задачи современной начальной школы.

Важнейшее условие формирование исследовательской компетентности – создание учебно-исследовательской общности студентов, преподавателей вуза и учителей начальной школы как пространства формирования исследовательской компетентности студентов.

В настоящее время одной из важнейших задач образовательной политики государства выступает организация всестороннего партнерства. Хочется отметить, что профессионально-педагогическое образование практически всегда осуществлялось через разные формы взаимосвязи, сотрудничества с производственной сферой, которую составляют организации образования.

Сегодня этот аспект, в профессиональной подготовке будущего педагога по-прежнему является существенной органической частью и представляет мировую тенденцию, так например, в Финляндии: детские сады интегрированы в школы, школы тесно связаны с вузами, вузы ориентированы на работу со школами и принимают посильное участие в повышении качества школьного обучения. В Казахстане в 1970-1980 годы данная задача активно развивалась в русле созданных НУМКов (научно учебно-методические комплексы).

НУМКи представляли собой комплекс, который аккумулировал, трансформировал и транслировал основные достижения психолого-педагогической науки в Казахстане и передовой практический опыт их внедрения в учебно-воспитательный процесс школы, так группой ученых кафедры педагогики КазПИ им. Абая, значительное число аспирантов и соискателей организовали три научно- учебно-методических комплекса:

  • НУМК при секции «Педагогика высшей школы-Вуз-школе»;
  • НУМК «Научно-методические основы воспитательной работы в образовательных организациях»;
  • НУМК «Этнопедагогика и история педагогики.

Научно-учебно-методические комплексы строились на основе сотрудничества, партнерства со школами разного типа, организациями технического и профессионального образования г. Алматы. Это: школы №27, №29, №36, №76, №61, №125, профессионально-технический лицей №16, технический лицей-интернат №71 и др.

Особенностью деятельности НУМКа «Педагогика высшей школы-Вуз- школе» была его опора на теорию целостного педагогического процесса как объекта деятельности и управления учителя (Хмель Н.Д.) с учетом особенностей его протекания в реальных условиях педагогического коллектива.

Поэтому во всех вариантах сотрудничества члены НУМКа ставили целью оказать помощь учителям в овладении теорией целостного педпроцесса и внедрении полученных теоретических знаний и практических умений в практику своей работы». Реализация цели потребовала переориентации педагогов на необходимость расширения и углубления их знаний об объекте их профессиональной деятельности (ЦПП).

Серьезное внимание педагогов обращалось на необходимость правильной организации взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса как субъектов деятельности, как следствие это вызывало необходимость внедрения в педагогический процесс отдельных элементов коллективной познавательной деятельности – технологии сотрудничества и другие. Результатами стали высокий процент обратной связи на уроке, приближенный к 100%, что позволило повысить активность учащихся, сформированность ученических коллективов и качество знаний.

Проведение такой инновационной работы в рамках учебно-воспитательного процесса способствовало усилению научно-исследовательской активности учителей, особенно молодых педагогов. Педагогический коллектив усилил работу над повышением исследовательской культуры учителя, что положительно сказалось на успешности его труда, т.е. НУМКи стали в тот период одним из мощных ресурсов инновационного педагогического образования в Республике.

На современном этапе в Российской Федерации распространяется такая форма партнерства как «сетевое взаимодействие», под которым понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий.

Созданная во время педагогической практики новая форма совместности – учебно-исследовательская общность с новыми способами взаимодействия и позициями партнёров позволяет:

  • распределять ресурсы при общей задаче деятельности;
  • опираться на инициативу каждого конкретного участника;
  • осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
  • выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;
  • использовать общий ресурс общности для нужд каждого конкретного участника.

Считаем, что в подобной общности осуществляется переход будущего учителя начальных классов от познавательного к деятельностно-творческому и исследовательскому отношению к действительности, формируется его субъектность в профессиональной и исследовательской деятельности, изменяется система его отношений к действительности (личностные смыслы и мотивация к выполняемой профессиональной работе в начальной школе).

Созданная атмосфера поиска, свободного саморазвития, сотрудничества в соответствии с профессиональными наклонностями у будущих учителей начальных классов образует благодатное пространство для формирования исследовательской компетентности студентов.

Поскольку общность, по мнению психологов, является объединением людей на основе общих ценностей и смыслов, то мы вправе полагать, что в учебно-исследовательской общности благодаря созданию атмосферы поиска, свободного саморазвития, сотрудничества, выбора индивидуального образовательного маршрута в соответствии с профессиональными наклонностями у будущих учителей начальных классов происходит формирование новой позиции – позиции активного субъекта профессиональной деятельности исследовательским путем.

Эффективная реализация педагогических условий формирования исследовательской компетентности возможна при использовании адекватных способов, в исследовании такими способами являются: активизация процесса самопрограммирования («погружение» в себя), актуализация первоначального опыта (приобретение методологических знаний и дальнейшая работа по формированию концепции Я-будущий учитель начальных классов-исследователь), осознание себя в качестве учителя начальных классов-исследователя в процессе самореализации на педагогической практике («погружение» в реальную профессиональную деятельность), которые мы рассмотрим в следующем подразделе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)