Ревизия состояния и организации бюджетного учета и достоверности отчетности

Под организацией бюджетного бухгалтерского учета подразумевается система взаимосвязанных элементов учетного процесса, предназначенная для получения достоверной и своевременной информации о финансово-хозяйственной деятельности учреждения и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов.

Система бюджетного бухгалтерского учета включает в себя несколько направлений: первичный учет и документооборот, инвентаризацию, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ.

В соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете” ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Проверка состояния бюджетного учета и достоверности отчетности – основное звено комплексной ревизии. Такая проверка осуществляется на всем протяжении комплексной ревизии.

На любом участке проверки деятельности учреждения оценивается соответствие бюджетного бухгалтерского учета требованиям нормативных документов, утвержденных в установленном порядке, и достоверность представляемой отчетности.

При проверке состояния и организации бюджетного учета и достоверности отчетности рассматриваются следующие вопросы:

  • оформление первичных документов, своевременность их представления в бухгалтерию в соответствии с формой бухгалтерского учета;
  • своевременность обработки и накопления данных из первичных документов;
  • расчеты по начислениям, распределению и списанию расходов;
  • порядок отражения хозяйственных операций на синтетических счетах;
  • достоверность записей в учетных регистрах и отражение плановых и фактических (учетных) данных в статистической и бухгалтерской отчетности.

Если материалов ревизии отдельных участков деятельности учреждения окажется недостаточно, то проводится дополнительная проверка.

Некоторые вопросы состояния бюджетного учета необходимо выяснить до начала ревизии. Так, после ознакомления с общей структурой и функциями учреждения необходимо определить обоснованность форм организации бухгалтерского учета – централизованной или децентрализованной.

При децентрализованной форме, как правило, требуется большее число счетных работников.

Далее определяется уровень автоматизации учетной работы и использования программных продуктов по каждому разделу бюджетного бухгалтерского учета.

Необходимо обследовать структуру бухгалтерии учреждения с учетом фактического объема и уровня автоматизации учетных работ, с тем чтобы выяснить, есть ли излишнее число работников и как между сотрудниками распределены обязанности.

Одновременно нужно проверить, соответствует ли квалификация работников бухгалтерии занимаемым должностям, обеспечена ли взаимозаменяемость работников, имеются ли должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии и график работ всех ее подразделений с указанием сроков их выполнения.

Проверяется обеспеченность бухгалтерии справочными материалами, инструкциями по ведению бюджетного учета и составлению отчетности и другими нормативными документами.

Необходимо установить наличие в учреждении утвержденного руководителем графика документооборота.

В графике должны быть отражены сроки сдачи первичных документов и определены сотрудники, ответственные за их оформление, исполнение и проверку. Ответственность за соблюдение графика документооборота несут лица, подготовившие и подписавшие документы.

Требуется выяснить, включены ли в обязанности работников создание и представление оправдательных первичных документов, относящихся к их деятельности, в строгом соответствии с графиком документооборота.

Главный бухгалтер учреждения несет ответственность за выполнение графика документооборота.

Нужно проверить наличие приказов руководителя учреждения о назначении материально ответственных лиц и заключение договоров о полной материальной ответственности.

Особое внимание необходимо уделить формированию учетной политики учреждения.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета под учетной политикой подразумевается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Термин “учетная политика” определен действующим законодательством, и никакие исключения для бюджетных учреждений не предусмотрены.

По нашему мнению, учетная политика – это документ, в котором должны отражаться отраслевые особенности бухгалтерского учета бюджетных учреждений.

Учетная политика при бюджетном бухгалтерском учете имеет следующие аспекты: методологический, организационный и технический.

Методологический аспект: методология включает в себя принципы и правила получения, обработки, регистрации, передачи информации, оценки, критериев разграничения основных средств и материальных запасов, погашения стоимости активов, учета и распределения накладных расходов и ряд других.

Организационный аспект определяет структуру бухгалтерии, разработку внутренних инструкций, порядок взаимодействия бухгалтерии с другими управленческими службами.

Технический аспект: ведение бюджетного бухгалтерского учета представляет собой комплекс процедур, реализация которых позволяет обеспечить методологический и организационный аспекты учетной политики на уровне современных требований к постановке учета.

Изучение учетной политики дает возможность оценить основные принципы организации бюджетного учета в ревизуемом учреждении.

При этом необходимо выявить соответствие методических вопросов учетной политики действующему законодательству в области бюджетного учета и порядок ее выполнения в течение года.

К началу ревизии рекомендуется установить форму бухгалтерского учета, используемую учреждением.

Форма бухгалтерского учета представляет собой совокупность учетных регистров и технологические схемы процедур их ведения, отражающих комплекс задач по регистрации, хранению и обработке учетных данных. Форма бухгалтерского учета определяет связь между учетными регистрами, а также порядок действий в отношении первичных данных.

Форма бухгалтерского учета предполагает реализацию принципов учета при оптимальных затратах труда, рассчитанных на формирование учетной информации, необходимой и достаточной для оптимального управления учреждением и организацией.

Инструкцией по бюджетному учету утверждена отраслевая форма учета с использованием журналов операций.

Особенностью существующей журнальной формы является:

  • формирование журналов операций по ограниченному перечню счетов;
  • дополнительное ведение аналитического учета на карточках;
  • одновременное отражение в журналах дебетовых и кредитовых оборотов.

В процессе ревизии необходимо проверить порядок ведения и соответствие данных аналитического и синтетического учета.

При обнаружении расхождений между данными этих видов учета ревизор обязан выявить их причины, виновных в этом должностных лиц и принять меры к исправлению допущенных искажений в учете.

Всесторонне проверяется первичная документация.

Первичный документ представляет собой письменное свидетельство о свершении определенного хозяйственного факта, имеющее юридическую силу (отвечающее правовым нормам и учетным стандартам) и не требующее дальнейшей детализации.

Документы для бухгалтерского учета содержат информацию на материальном носителе (бумаге, магнитном диске, фотопленке). Они имеют официальный характер, конкретное назначение и адресуются определенным исполнителям – должностным лицам.

Перед тем как первичная документация будет принята к учету, она проходит процедуры контроля как по форме, так и по соответствию хозяйственного факта законодательству РФ.

Поскольку документально регистрируется каждый отдельно взятый факт экономической жизни хозяйствующего субъекта, назначение бухгалтерской документации – сплошная, непрерывная и качественная их регистрация в целях формирования данных, необходимых для ведения учета.

Качество формируемой в документации первичной учетной информации во многом определяет информационную ценность всей системы бюджетного бухгалтерского учета, а с ним – бюджетной отчетности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)