Ревизия расчетов с государственными внебюджетными фондами

Напомним, что 1 января 2010 г. вступил в действие Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”, который отменил единый социальный налог.

В 2010 г. база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица была установлена в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, т.е. с сумм выплат и вознаграждений в пользу физического лица, превышающих указанную величину нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не начисляются.

Данная предельная величина подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации.

С 2010 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды будут осуществлять Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и их территориальные органы.

Цель ревизии расчетов с государственными внебюджетными фондами заключается в определении правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономичности использования средств государственных внебюджетных фондов.

Приведем перечень основных законодательных и нормативных актов, используемых в учете расчетов с государственными внебюджетными фондами и являющихся источниками информации при ревизии:

  1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”;
  2. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”;
  3. федеральные законы о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующие годы;
  4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н “Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации”;
  5. План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению. Приказ Министерства финансов РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н;
  6. Приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н “Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации”;
  7. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н “Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и методических указаний по их применению”.

Источники данных для ревизии по этому направлению – первичная документация типовой формы и регистры аналитического и синтетического учета, а также отчетность учреждения.

К ним относятся, в частности:

  • больничный лист (листок нетрудоспособности);
  • оправдательный документ на разовое пособие;
  • расчетно-платежная (расчетная) ведомость;
  • журнал операций по оплате труда;
  • платежное поручение;
  • налоговые декларации по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный (ФФОМС) и территориальные (ТФОМС) фонды обязательного медицинского страхования;
  • декларация по страховым взносам;
  • расчеты по авансовым платежам страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС;
  • расчетная ведомость по средствам ФСС;
  • индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат;
  • Главная книга;
  • баланс.

Необходимо выяснить правильность определения фонда оплаты труда для начисления страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС.

Проверке подлежат данные расчетных ведомостей по начислению заработной платы и прочих доходов работников учреждения, с которыми заключены трудовые и гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг, авторские договоры.

Далее проверяется формирование налоговой базы по страховым взносам как в целом, так и по каждому фонду в отдельности.

Если учреждение начисляло пособия по временной нетрудоспособности, то нужно определить фактическое наличие листков временной нетрудоспособности, выполнить подсчет суммы пособия (выборочно) и сверку с расчетами, сделанными бухгалтерией учреждения.

Объекты ревизии – суммы страховых взносов, начисленных в государственные внебюджетные фонды с выплат, осуществляемых учреждением в пользу своих работников.

К таким выплатам относятся суммы возмещения расходов на служебные командировки, выплаты компенсационного характера, которые не подлежат обложению взносами в пределах норм, установленных законодательством РФ, при условии, что расходы подтверждены документально.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)