Реверсивное обучение в проектной деятельности студентов

Смысл и назначение обучения состоят в сотрудничестве преподавателей и студентов для достижения успеха в образовании, ориентированном на развитие личности каждого участника. Практика показывает, что проектная деятельность является наиболее результативной, так как реализует положение психологии о том, что обучаемый с большим удовольствием выполняет привлекательную для него учебную работу, которую сам выбрал.

Проект (лат. projectus – брошенный вперед) предполагает возникновение замысла, его разработку в предварительном варианте, поиск необходимой информации для решения проблемы.

Педагогическая, дидактическая и социально-психологическая ценность проектной деятельности реализуется в креативных установках преподавателя и студентов в межличностном взаимодействии за счет использования внутренних резервов обучения – свободы и внутренней мотивации учения. В проектной деятельности студенты более инициативны в содержательном общении, смелее задают вопросы, формулируют цели и задачи самостоятельной работы, более мотивированы на достижение успеха. Показатели успешного личностного развития связаны с возникновением у студентов таких возрастных новообразований личности, как доверительность и доброжелательность, принятие других как ценностно значимых, эмпатия, идентичность, саморегуляция, свободоспособность, толерантность, рефлексия.

Интересно
Соотнося дидактический смысл проектной деятельности с концепцией реверсивного обучения, отмечаем самостоятельное видение проблемы, задаваемой альтернативностью подходов, неоднозначностью решения поставленных задач, диалогичностью позиций. Предлагаемый фактологический и теоретический материал требует анализа и обобщения.

Подчеркиваем ценность проектной деятельности в развитии мотивации, стимулировании студентов к активному познанию, нахождению собственного интереса в творческом задании. Ситуация успеха в обучении ведет к складыванию исследовательских умений, развивает коммуникативные умения.

Виды проектов:

  • информационный,
  • обзорный,
  • научно-исследовательский;
  • формы:
  • семинар,
  • дискуссия,
  • дебаты,
  • коллоквиум,
  • конференция,
  • игровая композиция (дидактическая игра).

Работа над проектом осуществляется поэтапно:

  • совместный поиск проблемы и темы, обоснование ее актуальности и выявление желания участников в ее исследовании;
  • коллективное обсуждение возможности реализации проекта, поиск источников для исследования;
  • выделение подпроектов, формулировка их тем, установление логической взаимосвязи и взаимозависимости между ними;
  • определение групп взаимодействия;
  • самостоятельная работа участников и уточнение задач исследования;
  • консультирование преподавателя (возможно приглашенного лица), осуществляющего научное руководство.

Наконец, презентация проекта, коллективное обсуждение проблемы и темы, подведение итогов, оценка группы, самооценка и оценка преподавателя. Полагаем, что сказанное убеждает в дидактической и педагогической ценности проектной деятельности студентов в реверсивном обучении. Выше отмечали, что используемые в зарубежной практике среднего образования шесть моделей «перевернутого класса» (М. Л. Кондакова) не относим к «эталонным». Однако, принимая саму концепцию реверсивного обучения, ее новизну в целеполагании, учебном процессе и прогнозировании результатов, подчеркиваем необходимость их адаптации применительно к среднему и высшему российскому образованию и дальнейшего творческого развития с активным использованием электронных ресурсов в аудиторной и самостоятельной домашней работе студентов.

Критическое осмысление позволит выявить дидактическую продуктивность, но и ограниченность, возможные риски использования той или иной модели. Адаптация названных моделей и разработка собственных ориентирует на креативный поиск в совместно разделенной деятельности преподавателя и студентов.

Студенты самостоятельно находят дополнительный материал, преподаватель дистанционно сопровождает каждого в групповом и индивидуальном консультировании. Особый смысл приобретает сопровождение студентов тьюторами в условиях электронного обеспечения и соответствующей оснащенности учебных занятий. Так успешнее реализуется ситуация свободы студентов в самостоятельном выборе того или иного аспекта учебного курса, вплоть до выбора дополнительных курсов, когда очные встречи с преподавателем происходят периодически. И, наконец, модель, в которой большая часть учебной программы осваивается студентами самостоятельно с использованием электронных ресурсов информационно-образовательной среды вуза и за ее пределами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)