Кейс-технология в реверсивном обучении

Одна из важнейших задач современного образования связана с овладением студентами способами активного проблемно-ситуационного анализа. Применение теории на практике в обучении достигается путем решения конкретных задач. Этому способствует использование дидактической технологии, ориентированной на поиск оптимального решения с помощью метода анализа конкретных жизненных ситуаций (англ. сase – случай, ситуация).

Рассказывать о Ленине – все равно что рассказывать истории «Тысячи и одной ночи». Кроме магии и тайн, во всех этих историях есть логика: железные «если… – то…». Л. А. Данилкин

В основеданной технологии лежит прагматическая идея «Все от жизни и для жизни» Джона Дьюи, философа и педагога (1859–1920). Говоря об истории развития кейс-технологии, зародившейся в бизнес-школе Гарвардского университета в 1870 г., отметим, что первые подборки кейсов опубликованы лишь в 1925 г. Гарвард и сейчас остается лидером использования кейсов в обучении (до 30–40–50 % и даже 90 % учебного времени). Студент за годы обучения решает до 700 кейсов (бизнес, юридическая, медицинская, языковая практика и т. д.).

Реализуя концепцию реверсивного обучения, назовем цель создания и решения кейсов студентами – овладение общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями на основе развития мотивации учения при решении жизненных образовательных проблем. Научность и строгость кейсу придают факты, описываемые события и статистические материалы, социальные и психологические характеристики. Предлагаемый для изучения материал кейса заложен в проблемной ситуации, которую надо прояснить путем анализа и обобщения. Создатели кейса находят содержательные материалы в первоисточниках, научных статьях, монографиях, различных публикациях по той или иной проблематике.

В зависимости от этого достигается эмоциональная насыщенность (произведения публицистики, художественной литературы, особенно поэзии) и предметная, межпредметная составляющая кейса (научные теории и факты). Так углубляется понимание поставленных и решаемых заданий. Это стимулирует использование имеющихся знаний и освоение новых; приобретение умений сбора, обработки и анализа информации, характеризующей конкретные ситуации.

Задачи использования кейс-технологии состоят в совершенствовании знаний, умений, приобретении опыта решения проблемных задач. В процессе решения студенты выявляют и формулируют проблемы, работают с информацией, осмысливая сущность ситуации, ее детали, анализируют, сравнивают и синтезируют информацию, выдвигают гипотезы, находят аргументы, дают критическую оценку альтернативным решениям, наконец, формулируют заключение и на этой основе принимают решение. При этом важно уметь слушать других, стремиться понять и оценить вывод об оптимальном решении.

В целом результаты использования кейс-технологии связаны с приобретением многих необходимых умений:

  • аналитических (находить общее и особенное, выделять существенное, классифицировать, добывать недостающую информацию, мыслить ясно и логично);
  • практических (использование теории, принципов, методов);
  • креативных (генерация идей, поиск альтернативных решений, авторский подход);
  • коммуникативных (слушать других, убеждать оппонентов, находить единомышленников, делать взвешенные выводы);
  • социальных (оценка поведения других, поиск компромисса, консенсуса, умение контролировать себя);
  • рефлексивных само-рефлексия на основе анализа согласия и несогласия с другими, умение владеть собой, убеждать, позиционировать себя, владение вербальными и невербальными средствами.

Знакомим с этапами конструирования кейса:

  • определение цели создания и тематического содержания;
  • поиск источников информации (по ключевым словам), анализ литературы, публикаций, статистики, сбор информации и подготовка первого варианта представления материалов в кейсе (макет, презентация – видео, печатная);
  • обсуждение в аудитории и получение экспертной оценки перед апробацией (внести необходимые изменения);
  • подготовка методических рекомендаций по использованию кейса (предложить задания для студентов, возможные вопросы для дискуссии и презентации).

Поскольку кейс (случай, ситуация) представляет совокупность взаимосвязанных фактов, событий, явлений, проблем, характеризующих жизненные проблемы, постольку требует конкретных ответственных решений.

Виды ситуаций разнообразны:

  • ситуация проблема (поиск причин возникновения, формулирование проблемы, ее решение);
  • ситуация оценка (оценивание принятых решений);
  • ситуация иллюстрация (конкретика решенных жизненных, научных и образовательных проблем);
  • ситуация упражнение (решение проблем по аналогии).

Заметим, что решение кейса возможно совместными усилиями в небольших группах или индивидуально. Опыт показал, что дидактически продуктивен обмен разработанными студентами кейсами в целях их решения на учебном занятии и оценивания по заранее обговоренным критериям. Так собирается большой дидактический банк (ниже представим фрагменты кейсов, разработанных студентами). Подчеркнем, что проблемы и темы, взятые для создания учебных кейсов, могут быть самыми разнообразными – от междисциплинарных до предметных.

Например:

  • «История как социальная память человечества: концептуальные взгляды, позиции, убеждения»;
  • «Религиозная толерантность: миф или реальность?»;
  • «Система наказаний в педагогике: преодоление негуманной традиции»;
  • «Между прошлым и Буниным”: экранизация рассказа “Солнечный удар”(1925) и “Окаянные дни” (дневник писателя,1918–1919)»;
  • «Люблю Россию я, но странною любовью”. М. Ю. Лермонтов: “самый антипатриотичный поэт – назвал Родину немытой”?!»;
  • «Живописец В. М. Васнецов: “Стал историком на фантастический лад. Я всегда только Русью и жил”».

Фрагменты кейсов, созданных историками магистрантами (2018) по книге Л. А. Данилкина «Ленин – пантократор солнечных пылинок», получившей премию «Большая книга» в 2017 г. (рис. 10).

Кейс-технология в реверсивном обучении

Выше отмечалось, что дидактический замысел автора данного пособия связан со многими причинами, в числе которых «не надейтесь избавиться от книг». Поскольку современные студенты, в отличие от предшественников, знакомятся с первоисточниками в основном через интернет-ресурсы, постольку все более актуальным становится обращение к книге, в частности Л. А. Данилкина.  Это заслуживающая внимание российская книга. Она не только о событиях 1917 г., изменивших мир, о личности «вождя революции», которого внесли в мавзолей (этого ему бы не приснилось в самом страшном сне, однако и до сих пор не смолкают споры о том, что умерший человек должен быть похоронен). В. И. Ленину во всем мире было поставлено самое большое количество памятников на разных континентах и, очевидно, больше всего неистово сносимых озлобленной толпой.

Интересно
Книга, предложенная для создания учебных кейсов, основана на тщательном анализе большого количества разнообразной литературы, на авторских впечатлениях от посещенных мест, связанных с именем Ленина, с неоднозначными комментариями автора – все это представляет огромное дидактическое пространство для свободного выбора студентами своей проблемы и темы, реализуемой в процессе создания кейса, а затем решения созданных другими студентами кейсов.

И так, одна из причин–прагматическая: студенты читают; другая дидактическая – реализуют свой творческий потенциал в проектах реверсивного обучения. Ниже представим перечень проблем, самостоятельно выбранных студентами, и сформулированных ими тем для разработки кейсов в соответствии с главами книги. При этом заметим, что, читая один и тот же текст книги Л. А. Данилкина, студенты предложили разные творческие задания. Это позволяет их сравнивать и оценивать, поэтому предлагаем разные кейсы, разработанные по одной и той же главе. Например, «Казань, 1887–1889», «Петербург, 1893–1897», «Мюнхен, 1900–1902». При этом все авторы стремились выполнить общие требования к кейсу как к дидактической технологии, реализующей концепцию реверсивного обучения.

Каждый студент самостоятельно формулировал тему и дидактические вопросы, творческие задания тем, кто будет решать данный кейс. Некоторые студенты наряду с текстом Л. Данилкина привлекали дополнительный материал, в том числе статистику для анализа, сравнения, сопоставления (ниже в кейсе Евгения Я. «скачивание Невской заставы: ответ на социальный запрос или жажда власти?» приведен статистический материал и предложены вопросы для анализа, обобщения. В представленном фрагменте кейса дана ссылка на интернет-ресурс).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)