Проходят годы пора простить, забыть

Используется видео как стимулирующий материал – выступление в бундестаге российских и немецких старшеклассников в День скорби (отмечается 19 ноября в Германии). Миллионы просмотров этого ставшего скандальным видео. О чем не рассказали российские и немецкие школьники? Что забыли учителя? В данный проект приглашены старшие школьники двух гимназий – в Касселе и Новом Уренгое.

Они читали о войне, видели могилы погибших, «многие из которых хотели жить мирно и не желали воевать». Вряд ли стоит говорить о том, что подобный проект выполняется без учите-лей. Может учитель адекватно не реагировать на слова Николая Десятниченко о «так называемом Сталинградском котле», о «невинноубиенных немцах»? Не хотели воевать, убивать, порабощать, грабить, насиловать? Современные школьники должны отвечать за свои слова? Как этому научиться?

Время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну. Народ, переживший однажды большие испытания, будет и впредь черпать силы в этой победе. Г. К. Жуков

После просмотра видео предлагаю домашнее задание – эссе «Если бы я выступал(а), как школьник в бундестаге, то сказал(а) бы…». Педагогический опыт показывает, что написание эссе является одним из продуктивных способов обучения. С требованиями к данному жанру необходимо познакомить. Он имеет явные преимущества перед другими видами письменных работ.

Интересно
Небольшое по размеру эссе предполагает главное – значимость текста в его небольшом объеме. Отсюда простор для творчества автора, от которого требуется большое и трудное умение аргументировать свою позицию. Это особенно трудно, если учитывать уникальность текста, связанную с лаконичностью, небольшим объемом. Не следует «растекаться мыслью по древу», стремясь изложить свой авторский взгляд, не стоит претендовать на истину в последней инстанции.

Высказывается авторское мнение, поэтому пишется от первого лица. Это размышление обусловливает в основном публицистический стиль. Предлагая свободу в написании эссе, все же можно ориентировать на обоснование актуальности проблемы, важности для автора, четкую аргументацию своего мнения, формулирование тезиса или тезисов, которые отвергаются или с ними согласен автор. Неплохо завершить изложение обобщенным выводом.

Анализируя эссе студентов (бакалавриат и магистратура), получаем результаты, заслуживающие внимания педагогов. Из общего числа добровольно выполнявших это задание студентов (87 чел.) в разных аудиториях 3–5–7 % согласны с тем, что проходит время и пора понять: не все немцы хотели воевать – они выполняли приказ. Есть и такое мнение – «по христиански надо прощать».

Большинство же приводят убедительные доводы о том, что надо помнить, не надо забывать, «манкурты – это опасно для отдельного человека и для человечества в целом». При этом никто не упомянул известное выступление в том же бундестаге писателя Даниила Гранина. С сожалением отмечу, что не всеми написавшими эссе была понята сущность самого задания, некоторые писали не о своем предполагаемом выступлении, а о последовавшей «травле» российских школьников в соцсетях.

После того, как все работы проанализированы, знакомлю студентов с результатами, кого-то (безымянно) цитирую. В заключение для более полной рефлексии себя как автора эссе, для дальнейшего осознания предложенной проблемы читаю текст журналиста Андрея Медведева, формулировку темы эссе у которого позаимствовала. Замечу, во-первых, что всегда есть опасность плагиата, студенты могут найти этот текст в Интернете и выдать под своим именем. К счастью, такого пока не было. Во-вторых, надо видеть их лица, когда читаю строки Медведева.

Проходят годы. Скорее всего, в германском бундестаге будет проходить «Час памяти» 27 января, приуроченный к годовщине освобождения Освенцима. Будем надеяться, что вновь пригласят ораторов из России. Напомним нашим школьникам и студентам о том, что этот «Час» в 2014 г. стал «Часом Даниила Гранина». 95-летний писатель-блокадник, соавтор знаменитой «Блокадной книги», выступал в бундестагена заседании, посвященном памяти жертв блокадного Ленинграда (рис. 5).

Один из многочисленных защитников, он был в осажденном городе 872 дня. И как мужественный солдат почти час выступал перед немецкими парламентариями, не воспользовавшись предложенным ему креслом. Произвел необычайное впечатление своей искренностью, так на этой трибуне не говорил еще никто.

Писатель рассказал депутатам о матери, которая не схоронила умершего 3-летнего сына, а положила его труп на мороз, чтобы отрезать по кусочку для сохранения жизни своей 12-летней дочери. Неудивительно, что некоторые депутаты не могли сдерживать слезы. «Солдаты должны воевать с солдатами… а здесь голод воевал вместо солдат, ожидание капитуляции, гибели города».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)